Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Потепление в Арктике: апокалипсиса не будет?

Мария Чмиль
08 ноября/ 07:17

Салехард. В зоне вечной мерзлоты находится 11 млн квадратных километров территории России, это практически весь Забайкальский край, Восточная Сибирь и север страны или 65% территории РФ. Соответственно Россию не может не заботить таяние ледников и возможное глобальное потепление. 

На днях Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики оценило ежегодный ущерб от таяния вечной мерзлоты. Суммы получились хоть и разноплановые, но внушительные: от 50 до 150 млрд рублей.

И это только начало. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) опубликовала доклад, в котором предупредила о грядущем масштабном таянии многолетней мерзлоты.

По оценке ведущего научного сотрудника Арктического и антарктического НИИ Алексея Екайкина, сначала глубина протаивания увеличится на периферии этой зоны - в районах Воркуты, Салехарда, Читы, Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатского. А к концу столетия таяние распространится на Игарку, Якутск и Магадан.

Уже сейчас, согласно исследованиям, эти процессы приводят к тому, что в северных регионах проваливаются какие-то участки дорог, "гуляют" свайные фундаменты под домами.

Однако чаще всего речь идет об объектах, построенных по устаревшим технологиям или неправильно эксплуатируемых.

Так, специалисты Института мерзлотоведения СО РАН (учреждение базируется в Якутске) сообщили, что за последние 50 лет средняя температура в Якутии повысилась на два градуса, но на "городскую" мерзлоту это критически не повлияло. «И по самым неблагоприятным прогнозам дальнейшее повышение температуры в Сибири и Забайкалье на устойчивости грунтов существенно не скажется», -  отмечается на сайте ведомства.

Менее оптимистично настроены зарубежные коллеги ученых. В Британии еще в 2013 году объявили, что к 2020 году вечная мерзлота в Сибири исчезнет вообще, а все постройки разрушатся. Как видно, пока прогнозы англичан не оправдались. 

И на самом ли деле все так серьезно? Кандидат географических наук, заведующий отделом океанологии Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Игорь Ашик в своих трудах писал, что в Арктике уже отмечался период потепления, относящийся к 1920-1940 годам, который сменился периодом относительного похолодания 1960-1970-ых годов.

О неоднозначной тенденции к потеплению говорит и тот факт, что с 2008 года в Арктике намечался тренд к похолоданию, «который проявлялся и в атмосфере, и в океане, и в ледяном покрове». Например, в некоторых регионах июльская температура 2010 года была на 12 °С ниже средней. Таким образом, речь шла о значительных колебаниях от средней температуры в различных регионах Арктики. Известно также и о цикличности таяния и увеличения морских льдов, правда, на фоне общего сокращения площади льдов.

И все же мнение ученых в отношении будущих изменений климата разделилось на две части: одни считают, что к концу XXI века в Северном Ледовитом океане многолетние льды исчезнут полностью. То есть ледовый режим будет аналогичен ледовому режиму, например Охотского моря, которое зимой практически полностью покрывается дрейфующим льдом, а летом полностью очищается. Другие уверены, что в ближайшее время океан вернется к прежнему состоянию.

Научный сотрудник ГКУ ЯНАО "Научный центр изучения Арктики" Александр Печкин рассказал Агентству нефтегазовой информации, что на территории Арктических пространств сейчас действительно происходят климатические изменения.

«Таяние льдов, увеличение эмиссии парниковых природных газов - это все действие солнечных циклов. Сейчас, так совпало, одновременно проходят малый и средний цикл. Далее, через 8-12 лет, пойдет обратный цикл, тогда и будет обратный эффект. Если вы спросите - влияет ли человечество - безусловно! Но извержение маленького вулкана в тысячу раз сильнее влияет на изменение климата, чем действия промышленности за 30 лет», - уверен Александр Печкин.

Что же касается Парижского соглашения, то, по мнению Печкина, в своей идеи оно нужно европейским странам.

Он также заметил, что сейчас на лицензионных участках нефтегазодобывающих компаний (где ведется добыча) экологическая обстановка на очень высоком уровне. «Ставятся всевозможные фильтры по снижению полютантов и сажи, я сам лично был этим летом на трех месторождениях и видел весь процесс фильтрации своими глазами»,  - рассказал научный сотрудник.

Вместе с тем сотрудник ГКУ ЯНАО "Научный центр изучения Арктики" признал, что трансграничные загрязнения - это реальная проблема. Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесенные из одной страны на территорию другой. Воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате охватываются площади нескольких государств и даже континенты.

И эта тема, по мнению Александра Печкина, требует многолетних исследований.

Напомним, тему Парижского соглашения и его значения для России на сайте Агентства нефтегазовой информации поднимал Константин Симонов в статье «Как не заблудиться в Париже». По словам Симонова, сторонники Парижского соглашения именно углеводороды считают главной угрозой климату и всему человечеству, раскручивая темы новой энергетики и энергетического перехода.

Просмотров 3016
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

Индекс цитирования