Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Украина и Польша будут бороться за российский газ друг с другом

РИА Новости
22 ноября 2019/ 11:31

Сообщение о прибытии американского танкера со сжиженным газом для Украины в польский Свиноуйсце несколько часов продержалась в топе новостей — кто-то, кажется, даже успел объявить это началом нового этапа энергетической независимости Украины.

…В непростых "газовых" взаимоотношениях России с Украиной и Польшей каждую историю часто рассматривают в отдельности. В то время как правильней было бы рассматривать ситуацию в комплексе, как треугольник.

Говоря проще, российская тактика и стратегия в газовой политике должна учитывать игру на противоречиях между, казалось бы, дружественными Польшей и Украиной. Что имеется в виду? Сюжета здесь два, и они, разумеется, взаимосвязаны. Во-первых, это транзит газа. Во-вторых, поставки газа в эти страны.

Начнем с транзита. Общим местом (ранее мы уже делали эти оценки) считается тот факт, что после запуска всех обходных газопроводов на украинский газотранспортный коридор придутся незначительные объемы транзита. Этот коридор понадобится для балансировки неравномерностей спроса в случае роста экспорта и других задач. Но он станет скорее вспомогательным.

Однако следует помнить, что в "базовом" комплекте транзитных мощностей, которые обеспечивают необходимый объем экспорта российского газа, находится и белорусско-польский коридор (в основном это газопровод "Ямал — Европа", 33 миллиарда кубометров в год). Этот маршрут удобен для "Газпрома" по нескольким причинам. Во-первых, это прямой и короткий коридор. Во-вторых, с учетом того, что "Газпром" уже давно является владельцем белорусских газовых сетей, выгоды для российской стороны становятся еще очевидней. Однако не стоит забывать, что далее газопровод переходит в Польшу. Старый транзитный контракт скоро заканчивается, и Польша уже заявила, что намерена повысить стоимость транспортировки российского газа. Контракт на транзит, согласно сообщениям СМИ, истекает в мае 2020 года.

Польским участком газопровода управляет компания Europolgaz, по 48% в которой принадлежат "Газпрому" и государственной польской нефтегазовой компании PGNiG. Между сторонами уже не раз возникали конфликты и споры, в том числе и по вопросам тарифа. Конечно, какой-то полной самодеятельности здесь не будет, все же польская газотранспортная система работает в рамках общеевропейских правил. Тем не менее Польша в последнее время уже многократно показывала, что способна нам придумывать проблемы даже в рамках европейского законодательства.

Вероятно, к этой теме еще придется вернуться в ближайшее время. Пока же зафиксируем, что нам предстоит новая дискуссия по транзиту через польский коридор. А значит, в этом контексте "Газпром" заинтересован сохранить украинский коридор хотя бы для того, чтобы оставалась возможность альтернативы и торга с польской стороной.

Если же смотреть на еще более отдаленную перспективу, то интрига выглядит более многоплановой.

Как известно, Польша на днях, согласно правилам, уведомила "Газпром", что не будет продлевать контракт на поставку газа, который заканчивается через три года. Это официальное сообщение, но и ранее говорилось, что страна отказывается от поставок российского газа (десять миллиардов кубометров ежегодно). Компенсировать эти объемы планируется СПГ (терминал Свиноуйсце мощностью пять миллиардов кубометров уже работает, рассматривается возможность его расширения), трубой из Норвегии (газопровод Baltic Pipe, мощность десять миллиардов). Однако, хотя по мощности новая труба из Норвегии полностью эквивалентна российским поставкам, есть основания сомневаться, что к концу 2022 года удастся найти газ для полного заполнения Baltic Pipe, даже если газопровод успеют достроить. В таком случае Польша вновь вернется к российскому газу, причем получать она его сможет даже без каких-либо договоренностей с "Газпромом". Почему?

Участок газопровода "Ямал — Европа", который проходит по польской территории, работает по европейским правилам. А значит, польская сторона может просто отбирать газ из транзитной трубы, разумеется, по согласованию с конечным покупателем на конце трубы в Германии. Это тот самый "виртуальный реверс", вокруг которого было много шуток и споров в контексте украинского транзитного коридора. Но украинская ГТС не работает по европейским правилам, поэтому "Газпром" мог не допустить использования этой схемы. В Польше же для такого отбора есть все основания.

Если по каким-либо причинам "Газпрому" по окончании контракта на поставку газа понадобится не допустить отбора Польшей газа из транзитной трубы (например, чтобы иметь свои аргументы при договоренностях по стоимости транзита), необходимо снизить экспорт по этому направлению (чтобы газа хватало только потребителям на конце маршрута), но тогда объемы необходимо компенсировать на другом маршруте. А единственный такой альтернативный маршрут — украинский.

Второй аспект касается самой Украины. О возможном возврате к прямым поставкам газа из России на Украину последнее время много говорится. Известно, что "Нафтогазу" предлагается и скидка в 25%. И тут тоже можно найти связь с польским сюжетом.

Дело в том, что Варшава давно вынашивает планы стать газовым хабом в Европе. И действующий, и новые проекты терминалов по приему СПГ, строительство газопровода Baltic Pipe из Норвегии, а когда-то были и планы по собственной добыче сланцевого газа — все это подчинено в том числе и указанной цели.

Однако кому продавать газ польского хаба? Вокруг страны, сами желающие стать такими хабами, ровно как в шутке про "трех гетьманов". На западе от Польши — Германия, которая хочет распределять потоки импортного газа и, собственно, после запуска "Северного потока — 2" таким хабом становится. На востоке — Литва, у которой свой терминал по приему СПГ и которая хочет стать мини-хабом для прибалтийских стран. Остается Восточная Европа, поэтому большие надежды Польша возлагает на реэкспорт импортируемого СПГ на ту же Украину. И тут, конечно, отказ от реверсных схем и переход к импорту газа из России, да еще и со скидкой, закрывает для Польши эти возможности.

Итого.

Во-первых, прямые поставки газа на Украину со скидкой, если они состоятся, — это не только "плата" за сохранение украинского коридора исключительно в необходимых России объемах, но и элемент более сложной комбинации в контексте взаимоотношений с Польшей. В самом широком смысле прямые поставки российского газа на Украину — это в первую очередь закрытие проекта по полной интеграции украинской газотранспортной системы в европейские сети.

Во-вторых, то же касается транзита. Если мы увидим слишком большие объемы украинского транзита в новом кратко- или среднесрочном договоре, это не стоит воспринимать сверхкритично. Возможно, данные дополнительные объемы понадобятся уже в ближайшее время, когда закончится контракт по польскому транзиту.

Конечно, бесконечно поддерживать (и по сути оплачивать) оба маршрута не представляется правильным. Однако в среднесрочной перспективе (пока обходные газопроводы еще не готовы, а новых договоренностей с Польшей нет) такая схема выглядит вполне рабочей.

Просмотров 3110
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования