Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан обеспечит бесперебойные поставки нефти в Китай

Прайм
29 ноября 2019/ 09:17

Запуск нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на полную мощность позволяет диверсифицировать экспорт российской нефти.

Все больше "черного золота" из РФ будет утекать с Запада на Восток, где расположены страны, определяющие спрос на энергоносители в мире – прежде всего Китай.

Из-за торговой войны и обострения политических отношений между Вашингтоном и Пекином на фоне событий в Гонконге только ВСТО может гарантировать бесперебойные поставки нефти в КНР. 

Российская нефть утекает с Запада на Восток

По словам руководства "Транснефти", выход ВСТО на полную мощность изначально планировался в 2030 году, но восточное экспортное направление оказалось крайне востребованным, поэтому работы по увеличению пропускной способности нефтепровода было решено ускорить. 

Мощность ВСТО была доведена до 80 млн т/г на участке Тайшет-Сковородино и до 50 млн т/г — на участке Сковородино-Козьмино. 

Изначально маршрут ВСТО пролегал вблизи северной оконечности озера Байкал. Международные и российские "экологические" организации развернули кампанию против строительства нефтепровода под предлогом защиты уникального озера. "Транснефти" пришлось изменить маршрут, чтобы трубопровод пролегал как можно дальше от Байкала. В результате, протяженность ВСТО увеличилась почти на 900 км. Но нет худа без добра – новый маршрут был проложен рядом со многими месторождениям Восточной Сибири, что ускорило их освоение. 

Участок Тайшет-Сковородино мощностью 30 млн т/г был запущен в 2009 году, что позволило значительно увеличить поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Был сделан первый шаг на пути диверсификации экспортных маршрутов: российские нефтяники получили возможность выбирать направление экспорта в зависимости от спроса на нефть в Европе или АТР.  

Запуск первой очереди ВСТО вызвал шквал негативных заявлений на Западе. При этом, делались противоречивые утверждения: отсутствие в России объемов, необходимых для полной загрузки нефтепровода; отсутствие спроса на российскую нефть, поставляемую в восточном направлении. Китай в начале 2000-х только набирал обороты экономического развития, поэтому западные эксперты не ожидали умеренного спроса на нефть в этой стране.  

Несмотря ни на что, "ТранснефтЬ" вела строительство ВСТО ударными темпами и запустила в эксплуатацию первую очередь в 2009 году – на три года раньше намеченного строка. Одновременно с этим начались отгрузки на новом экспортном терминале в бухте Козьмино на берегу Японского моря, куда нефть доставлялась из Сковородино по железной дороге. 

Для экспорта в Китай от Сковородино до российско-китайской границы в районе Мохэ был построен отвод протяженностью 64 км и мощностью до 15 млн т/г. Трубопроводные поставки в Китай начались в 2011 году. В 2017 году пропускная способность отвода Сковородино-Мохе была увеличена до 30 млн т/г. Однако китайские партнеры не смогли подготовить свою трубопроводную систему, чтобы принять российскую нефть в полном объеме. В 2018 году Китай импортировал из России 28,3 млн т/г.

По словам главы "Транснефти" Николая Токарева, объем поставок по маршруту Сковородино-Мохэ будет доведен до 30 млн т/г в этом году. Участок ВСТО от Сковородино до Козьмино протяженностью более 2 тысяч км был построен всего за два года и введен в эксплуатацию в 2012 году – на два года раньше запланированного срока. 

Начальная мощность второй очереди ВСТО (участок Сковородино-Козьмино) составила 30 млн т/г, к 2015 году была доведена до 35 млн т/г, а сейчас возросла до 50 млн т/г. 

Кроме того, строительство ВСТО позволило начать трубопроводные поставки на два дальневосточных НПЗ. Хабаровский и Комсомольский НПЗ были подключены к ВСТО в 2015 и 2019 году соответственно. Поставки значительно улучшили экономику переработки нефти. Объемы производства на двух заводах позволяют полностью обеспечить необходимыми нефтепродуктами весть Дальний Восток и соседние регионы Восточной Сибири, где постоянно возникают проблемы с обеспечением моторным топливом. 

По мере строительства и расширения ВСТО увеличивались поставки в восточном направлении. Российская нефть сорта ВСТО стала востребована не только в Китае, но и в других странах АТР. Поставлять нефть на Восток хотели бы многие российские нефтяные компании, поскольку данное направление является премиальным – цены на энергоносители выше, чем в других регионах. Единственным поставщиком российской трубопроводной нефти в Китай является "Роснефть", остальные компании осуществляют экспорт через терминал в Козьмино.

По словам Токарева, в этом году поставки через Козьмино достигнут 32,7 млн тонн, а в 2020 году вырастут до 34 млн тонн. Более половины нефти, отгружаемой в Козьмино, поступает в Китай. 

ВСТО позволил России успешно противостоять давлению "объединенного Запада" после кризиса 2014 года. 

ВСТО обеспечит Китай нефтью

Зависимость Китая от поставок энергоносителей из-за рубежа продолжает расти – за счет импорта обеспечивается свыше 70% потребности в нефти, которая поступает в страну по морю.  

По данным Главного таможенного управления КНР, импорт нефти достиг в октябре 2019 года рекордного объема – 45,51 млн тонн (10,72 млн барр./сут.), что на 11,5% больше по сравнению с тем же месяцем годом ранее.  

Несмотря на избыток нефтепродуктов на внутреннем рынке, спрос на нефть в Китае уверенно растет благодаря запуску в эксплуатацию новых НПЗ и нефтехимических комплексов. Растущий китайский рынок стал самым привлекательным для всех стран-экспортеров нефти. 

В течение последних двух лет Россия была крупнейшим экспортером нефти в Китай, но в середине этого года ситуация изменилась. Воспользовавшись санкциями США против Ирана и Венесуэлы, Саудовская Аравия резко нарастила поставки в КНР и стала лидером среди экспортеров.  

В январе-октябре 2019 года экспорт Саудовской Аравии в Китай составил 68,12 млн тонн, а России – 62,66 млн тонн. 

Китайский рынок является крайне привлекательным для США. Несмотря на торговую войну между Вашингтоном и Пекином, американские компании сократили экспорт в Китай, но не отказались от него полностью. За десять месяцев этого года поставки нефти из США в Китай составили 6,09 млн тонн. 

Отношения между Китаем и США могут серьезно обостриться после подписания Трампом закона "О защите прав человека и демократии в Гонконге". Закон предусматривает ужесточение политики США в отношении Гонконга и обязывает американскую администрацию пересматривать ежегодно торговые отношения с этим регионом Китая, имеющим особый статус. Кроме того, предусматриваются санкции против лиц, ответственных за нарушение прав человека в Гонконге. 

Пекин пригрозил ответными мерами, поскольку рассматривает действия США как грубое вмешательство во внутренние дела Китая и "неприкрытое гегемонистское поведение". Обострение отношений между двумя странами может привести к полному прекращению импорта американской нефти и сбоям в морских поставках. Гарантировать бесперебойные поставки нефти в Китай может только Россия благодаря запуску на полную мощность ВСТО.

Просмотров 2902
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования