Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Добавить газу: В России набирает обороты работа по развитию рынка газомоторного топлива

05 декабря 2019/ 12:01

Нижневартовск. История развития газомоторного топлива насчитывает более 80 лет. Газ, как альтернативный источник энергии, был выделен постановлением Совнаркома СССР о газификации автотранспорта еще в 1936 году. Уже тогда было доказано, что переход на «голубое топливо» дает значимые социально-экономические выгоды. Формирование автозаправочной сети должно было не только снизить себестоимость передвижения, но и создать новые рынки сбыта. Но, большую популярность газомоторное топливо получило лишь в 2013 году. Шесть лет назад в правительстве резко увеличили активность в сфере продвижения альтернативных источников питания, одобрив пятилетнюю подпрограмму «Развитие рынка газомоторного топлива», а также - «Развитие энергетики».

Но, следует отметить, что газ стал набирать популярность не только благодаря новым законодательным изменениям. Повышению актуальности «голубого топлива» послужили два наиболее выраженных конкурентных преимущества: низкая цена и высокие экологические стандарты.

Так насколько выгодно автовладельцам устанавливать газомоторное оборудование на свои автомобили? Что из себя представляет данный вид топлива и какое развитие его ждет – в материале Агентства нефтегазовой информации.

Наиболее популярным видом газомоторного топлива до сих пор остается пропан. По мнению специалистов, по количеству устанавливаемого оборудования он с легкостью занимает первое место - 70% автомобилей оснащены именно пропан-бутаном. На метан приходится лишь 30% машин и в большинстве случаев это коммерческие автомобили, которые переведены на этот вид газа в целях экономии. Стоит отметить, что разница в цене пропана и метана также довольно значительная.

Как отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, в мире на метане ездит около 7,5 млн автомобилей, на пропан-бутане – 27 млн. По количеству автомобилей, работающих на метане, Россия остается в аутсайдерах, занимая лишь 18 строчку, в отличие от пропанового сектора – здесь мы входим в тройку лидеров.

Что касаемо запасов природного газа, то Россия в этом секторе занимает первое место.

По словам генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Олега Мелёхина, только разведанных запасов «голубого топлива» насчитывается порядка 32,9 трлн кубических метров.

«Если объемы добычи будут теми же, то существующих запасов газа России хватит на 75-80 лет. Неоспоримым доказательством эффективности и своевременности перехода на газ служит опыт более чем 80 стран мира. Лидеры по использованию газомоторного топлива: Китай, Индия, Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Италия», - подчеркнул он.

Такой разный газ

Для того, чтобы разобраться какой вид газомоторного топлива лучше, стоит знать характеристики каждого из них.

Как уже упоминалось выше, пропан считается самым популярным видом топлива после бензина и дизеля. Это довольно сложный вид топлива, который имеет множество примесей, поэтому требует сложной фильтрации и качественной очистки.

У данного вида топлива есть и недостатки. К отрицательным характеристикам пропана можно отнести отсутствие запаха и его взрывоопасность. Если с первым пунктом специалисты научились бороться, добавляя в газ специальные вещества для запаха, то второй до сих пор заставляет многих отказаться от установки газомоторного оборудования на свой автомобиль.

Метан, в отличие от пропан-бутана, относится к природному простейшему газу, который не имеет цвета и запаха. Добывается он из подземных месторождений. После добычи обязательно проходит фильтрацию и насыщается одорантами.

Но метан, также, как и пропан-бутан, имеет и отрицательные стороны: дорогое оборудование, тяжелый объемный баллон (65-130 кг в зависимости от объема), отсутствие специализированных автозаправочных станций.

«Наиболее экологически чистым видом топлива является метан.  Двигатель транспорта, работающего на данном виде топлива, соответствует экологическому стандарту «Евро-5», он абсолютно чистый и без каких-либо примесей.  Метан нетоксичен и неопасен для здоровья человека. Выбросы углекислого газа у автомобиля на метане в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха», - рассказал Олег Мелёхин.

Бесспорно, главным преимуществом как пропана, так и метана остается их экологичность, в отличии от привычных нам видов топлива. Выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше твердых частиц, чем, например, дизельный двигатель.

«Всего в России было три волны газификации. Первая стартовала еще в 1936 году. Вторая программа началась в 1985 году, но, к сожалению, была свернута в связи с распадом страны, но до сих пор на ее плодах живут Украина и Армения, где значительная часть газозаправочной инфраструктуры была построена еще в те времена. С 2013 года и по сей день реализуется уже третья волна газификации транспорта, - отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Шесть лет назад, перед началом третьей волны, когда правительство решило, что газомоторное топливо действительно требует активного развития, обнаружилось, что нормативно-правовая база устарела, а нормы по строительству газозаправок не отвечают развитию современной техники. Для того, чтобы возвести метановую заправку необходимо выделить под нее в три раза больше земли, чем для традиционных АЗС. Это уже само по себе делает неоднозначными перспективы развития данного вида газомоторного топлива».

Правительству потребовалось два года для проработки нормативно-правовых актов, после чего развитие газомоторного топлива вышло на новый уровень. Стали строиться специализированные АЗС.

Дело за малым: установка оборудования

Ни для кого не секрет, что для перевода автомобиля на газ, необходимо установить специальное оборудование, после чего заново поставить автомобиль на регистрационный учет, где будут отмечены изменения, внесенные в машину.

По словам Александра Фролова, в связи с активным развитием «голубого топлива», автоконцерны начали выпускать автомобили с газовым оборудованием.

«В России одной из первых моделей, выпущенных на метане, считается «LADA Vesta». В 2008 году такой опыт уже был у АВТОВАЗа, в то время они выпустили автомобиль «LADA Priora», но она не получила популярности. Бесспорно, заводские машины мало отличаются от тех, что переоборудуют люди сами, но все же есть один важный момент – у вас отпадает потребность самому регистрировать на нее документы и оборудование», - подчеркнул он.

Эксперт также добавил, что автомобили на газомоторном топливе больше подходят, например, для служб такси или крупных автоперевозчиков: «неважно переоборудован ли автомобиль вами или куплен с конвейера, чтобы окупить его газомоторное оборудование, ваша машина должна ездить много».

«Для того, чтобы окупить установку газомоторного оборудования, вам необходимо за год проезжать больше средне-статистического автомобилиста, а это порядка 30-40 тыс. км. Может произойти и так, что, переоборудовав автомобиль на метан и пожелав его продать через 30 тыс. км, вы его отдадите за бесценок, так и не окупив газовое оборудование. Поэтому, перед тем как перевести свой транспорт на газ, постарайтесь просчитать выгоду», - напомнил Александр Флоров.

Ценовая политика

Пожалуй, самой главной причиной, почему российские автомобилисты переходят на газомоторное топливо, считается его цена.

На момент публикации материала, стоимость литра топлива в Тюмени, Югре и на Ямале: АИ-92 – от 40,50 рубля до 44,58 рубля, АИ-95 – от 41,90 до 48,16, ДТ – от 41 рубля до 54 рубля. В свою очередь пропан-бутан на автозаправочных станциях городов варьируется от 18,80 до 23 рублей за литр, метан дешевле пропан-бутана и его стоимость около 15-18 рублей. То есть природный газ в два раза дешевле привычного топлива.

«Опираясь на общемировую практику, мы можем говорить о том, что цены на альтернативные виды топлива колеблются от 30 до 60% по отношению к бензину и дизелю. В России газомоторное топливо в 2-2,5 раза дешевле, чем ДТ. Такая разница в цене обусловлена в первую очередь тем, что  метан не связан напрямую с ценой на нефть, а также с налогами и сборами, которыми обременены нефтепродукты. И, конечно же, большую роль играет экономическая составляющая, потеряется выгода от переоборудования своего автомобиля на газ, тем самым зарубив на корню новую программу по развитию альтернативных видов топлива», - подчеркнул Фролов.

По мнению Олега Мелёхина, формирование цен на метан и пропан зависит от нескольких факторов. Например, закупочная стоимость сырья.

«На пропан цена варьируется в зависимости от закупочной оптовой стоимости пропан-бутановой смеси, в то время как на метан закупочная стоимость регулируется государственными тарифами на газ. Также на цены влияет амортизация оборудования, хозяйственные расходы на эксплуатацию, оплата труда персонала (ФОТ) и маржа», - рассказал Олег Мелёхин.

Существенный спрос или правительственные программы?

Единственный минус, который отмечают все владельцы транспорта на газу - дефицит автомобильных газовых заправок на трассах.

По данным специалистов, стоимость строительства газонаполнительных компрессорных станций обходится порядка 200 млн рублей. И пока что эта дорогая инфраструктура мало востребована, считают владельцы АЗС. Средняя загрузка действующих автомобильных газозаправочных станций по РФ в районе 40-60%.

В итоге получается проблема, которая движется по замкнутому кругу: водители не переводят свой автомобиль на газомоторное топливо из-за отсутствия заправочных станций, а владельцы бизнеса не открывают новые АЗС из-за отсутствия спроса на них.

При этом, если автозаправочные станции с пропаном получили распространение, то АЗС с метаном найти крайне сложно.

Но, в последнее время ситуация начала кардинально меняться. Если еще в 2015 году на просторах России было 213 газозаправочных станций, то уже в 2019 году их количество возрастет до 352. А к 2020 году, по данным председателя совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова, АЗС по газомоторному топливу достигнет отметки 405 штук. К 2024 году цифра должна увеличиться в 3,4 раза – до 1,4 тыс. штук.

Отметим, что в 2019 году станции по заправке ГБО откроются в Сургуте и Тобольске.

Таким изменениям способствует активное внимание со стороны правительства к теме перевода автотранспорта на газомоторное топливо. Так, в 2019 году бюджетное финансирование программы развития газового рынка может вырасти с 0,3 млрд до 3,5 млрд рублей, а субсидирование производителей техники, работающей на газе, – с 2,5 млрд до 5,2 млрд. В 2020–2024 гг. господдержка отрасли может составить 10 млрд рублей ежегодно.

До 3,5 млрд рублей ежегодно в течение пяти лет правительство предполагает направлять на развитие сети газовых заправок, до 1,5 млрд рублей – на переоборудование техники. Еще до 5 млрд рублей будет выделяться лизинговым организациям в виде субсидий на приобретение техники, способной работать на газе.

Такие решения были приняты в мае 2019 года на совещании у первого зампреда правительства Антона Силуанова.

По мнению специалистов, при активном развитии газомоторного топлива, цена на газ не претерпит таких резких изменений, какие мы могли наблюдать с бензином. Повышение цены может привести к спаду интереса со стороны потребителя.

Тема перехода на альтернативные виды топлива до сих пор остается довольно острой. Что касается плюсов от перехода на газомоторное топливо, то он выгоден с точки зрения экологии и экономии средств. И в любом случае – у автолюбителя, который переоборудовал свой автомобиль, всегда остается выбор на каком топливе ездить. А это, согласитесь, очень удобно во время путешествий и при поиске попутных АЗС и АГЗС.

Просмотров 10121
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.01.2021
Омбудсмен в ХМАО начала проверку после увольнения Артема Немолота

18.01.2021 Волков Михаил Иванович, 58 лет

Уровень руководителей, а также юристов компании и головного объединения Русь Ойл таков, что они по сути своей не могут грамотно сформулировать ни расследования, ни увольнения, ни оптимизации НДС. Свидетельства тому заявления о банкротстве в адрес ряда компаний объединения, а также попытки реформ по-понятиям, а не по законам ФОТ и штата компаний. Юкатекс Югра и Каюм Нефть на грани банкротсва, по Негуснефть уже есть заявление от ФНС №3 по крупнейшим. Сам хозяин под арестом и претензиями от прокуратуры и СК на сотни миллиардов рублей по схемам с НДС, по вкладчикам в банк "Югра", по финансированию бизнеса за счёт активов банка. Перечень фамилий соучастников также достоин внимания.
А пока бывший член списка Форбс борется с рядовым оператором списка Пункта Сдачи Продукции нефтяной компании. Оба крутили вентили - один железный, другой бумажный.
Хотя вполне вероятно, что Великий не в курсе проблем оператора, а за его спиной и за его счёт вновь мелко обгадятся, как это было многократно за последние два года, его же доверенные лица.

25.08.2020
На 85 году жизни скончался кандидат геолого-минералогических наук Юрий Беседовский

15.01.2021 Тимофеева Л. Е.

Искренне опечалена известием о смерти Юрия Петровича. Несколько лет назад он приезжал в Екатеринбург по работе, меня поразило, что этот весьма немолодой человек проделал такой длинный путь за рулем!
В нем подкупали истинная интеллигентность, энергичность и редкая по нашим временам галантность. Светлая память!

14.01.2021
В столице Киргизии у стихийных торговцев изъяли 240 литров топлива

14.01.2021 Шульц Лидия 66 лет

сегодня вечером и днем опять торгуют там бензином 14.01.21 год

14.01.2021
Станислав Митрахович: Резкий рост газовых цен на споте в январе не уникален

14.01.2021 Сохарев Евгений

Создается впечатление того , что Газпром создавался и функционирует только для того , что бы обеспечить газом всю эту европейскую " нам не братию" , а про самих Россиян забыли и забыли так , что теперь противно слушать и видеть про то , что там происходит с этими ценами в ваших Ротердамах и азиях на спотовых площадках торгашеских разборок, мне от этого что интересного. У меня как не было газа , так его и нет, и будет ли это большой вопрос, ибо будь у меня дом даже рядом со скважиной, то все равно труба бы прошла мимо. Хорошо , что еще марсиян на марсе не нашли , а то бы ещё и за низ беспокоиться, как же они без газа нашего народного , правда без достояния.

12.01.2021
Иркутской нефтяной компании требуется бурильщик

14.01.2021 Агентство нефтегазовой информации

Максим Евгеньевич, направьте, пожалуйста, ваше резюме или заполните анкету соискателя по ссылке, указанной в новости на сайт ИНК.

13.01.2021
На пост главы Сургута претендует 66 человек

13.01.2021 Анна Ивановна Шамара 1956год

глава Сургута по моему мнению, должен быть хозяйственник, а не политик, порядочный, образованный человек. Сторожук Н., он подходит.

11.01.2021
Газпром может заполнить альтернативный газопровод в Европу

12.01.2021 Лада Евграшина, 51 год

Автор текста не знает нюансов контрактов Азербайджана с потребителями в Европе. Что же касается Газпрома, то он сможет качать газ по TAP лишь при его удвоении

08.01.2021
Александр Хуршудов: отличную мину при плохой игре сделали саудовцы

08.01.2021 Воробьев Сергей Юрьевич, 67 лет

Насчет "альтруизма" саудитов полностью согласен. А вот насчет $70 за баррель не уверен. Сланцы начали увеличивать добычу под фальшивые заявления, что они ничего не увеличивают. Остальные тоже будут стараться взять свое с роста цен. Автор прав в том, что цены на реальные ресурсы будут расти, но они могут не успеть вырасти к лету. Падение производства и уровня жизни плюс ковидные локдауны могут снизить потребление нефтепродуктов, да и спекули постараются.

28.12.2020
Трубоукладчик "Фортуна" завершил работы на "Северном потоке 2" в ИЭЗ Германии

29.12.2020 Никитенко Валентина Владимировна,72 года

УРА!!! Осталось немного!Ребята дотянут до конца этот "Северный поток-2".Сколько же надо было потратить для этого нервов и здоровья?!?! Будьте здоровы! Поздравляю вас с наступающим Новым 2021-м годом!

14.08.2017
Владимир Салтыков: В Тазовской экспедиции я понял, как богата Сибирь своими недрами

27.12.2020 Бабин Станислав Иванович - зам.председателя СПЧ при губернаторе Краснодарского края

Работал с Владимиром Валентиновичем в НГК ИТЕРА. Очень грамотный профессионал своего дела. Приятно было быть в подчинении такого руководителя.
Ценю его, рад был бы встрече.
+79882451645
souzresurs-kuban@inbox ru

Индекс цитирования