Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Подготовка специалистов по строительству скважин остается основной проблемой в нефтегазодобыче

06 декабря 2019/ 12:17

Тюмень. Строительство скважин - один из основных этапов в нефтедобыче. О том, почему так важно обучение специалистов в этой области Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель подготовки магистров направления «Нефтегазовое дело» - «Технические решения сооружения скважин на месторождении к сложным геолого-технологическим условиям их сооружения и эксплуатации», профессор, д.т.н. Василий Овчинников.

 - Сооружение скважин - сложное производство, связанное с множеством операций. Извлекать нефть из недр становится все сложнее. Сегодня скважины глубиной 5-6 тыс. метров, которые относят к категории сверхглубоких – уже не событие. Каждое месторождение, каждая скважина - уникальны и требует отдельного изучения - от этого зависит качество добычи. Существующие сегодня в РФ правила взаимоотношений между буровиками и нефтесервисниками вносят свои коррективы. Поставщики нефтесервисных услуг выбираются согласно тендерной системе.  Многие из них не знакомы с проблемами буровых предприятий, и, это, безусловно несет определенные риски.

Специалисты, связанные со строительством скважин, должны владеть большим количеством информации, знать ответы на потенциальные вопросы, которые могут возникнуть в процессе производства.

Процесс сооружения скважин можно разделить на несколько циклов. Подготовительный связан с подготовкой проектной документации, например, нужно обоснование места расположения устья скважин при кустовом бурении.  Сюда же относится обустройство площадки – монтаж буровой установки и оборудования. В качестве наиболее существенной проблемы этого этапа можно назвать обоснование профиля стволов, очередности их сооружения. Далее следует ключевой момент - бурение. Механическое бурение под обсадные колонны важный, требующий специальных знаний и опыта этап. Этот момент наиболее аварийно-опасный, здесь чаще всего случаются инциденты и осложнения в работе - ломается бурильный и породоразрушающий инструмент, возникают проблемы с прихватами колонн и так далее. Третий этап - промывка скважин и промывочные буровые растворы. Его задача - обеспечить устойчивость стенок ствола скважины, очистить его разбуренной породы. Основная проблема в этот период – сохранить строгий контроль требуемых параметров бурового раствора и естественную фильтрацию свойств коллекторов нефти и газа, а также обеспечить полную очистку от выбуренной породы. Следующий этап - цементирование скважин. Главная задача - обеспечить прочность конструкции обсадной колонны. На этом этапе решения для каждой скважины принимаются индивидуально. Раствор подбирается под задачи бурения и его состав во многом зависит от местоположения скважины.

Вторичное вскрытие скважины осуществляется нефтесервисными компаниями, но они напрямую связаны с работами бурового предприятия, так как также влияют на качество сооружаемого объекта. Здесь сложности возникают с обоснованием выбора интервала для перфорации, типа перфоратора, отверстий и т.д. Следующий этап – испытание скважин. Это все, что связано с работами, направленными на обеспечение притока пластовой жидкости в скважину. Важно также получить информацию о пласте - температура, давление, его насыщенность, ожидаемые притоки пластового флюида.

Финальный аккорд - заключительные работы. Здесь идет контроль проделанной работы, главным критерием которой является герметичность зацементированной скважины.

Из всего вышесказанного становится понятным, какими знаниями должен обладать специалист магистерской программы «Технические решения сооружения скважин на месторождении к сложным геолого-технологическим условиям их сооружения и эксплуатации». В понятие  «сложные геолого-технологические условия» входит сооружение скважин, залегающих на больших глубинах 5-7 тыс. метров, с рисками возникновения осложнений обусловленных аномальными термобарическими пластовыми условиями, скважин на месторождениях с нетрадиционными запасами газа, нефти («пластовый» газ, пластовая нефть) - баженовская, доманиковская свиты, а также пробуренных на месторождениях шельфа морей и океанов.

Научный подход в вопросе строительства скважин является единственно правильным. Перед освоением, в научном изучении нуждается не только конкретное месторождение, но каждая пробуренная на нем скважина. Поэтому к образовательной деятельности по программе подготовки магистров привлекаются доктора технических наук, профессора. Среди преподавательского состава  такие авторитетные эксперты в сфере бурения скважин, как экс-руководитель СибНИИНП, действительный член РАЕН Сергей Бастриков, экс-руководитель компании «Роспан-Интернешнл», «Черноморнефтегаз»,член-корреспондент РАЕН Владимир Салтыков, руководитель ООО «Югсон-Сервис», почетный разведчик недр РФ Анатолий Киреев, д.т.н, профессор Уфимского государственного нефтяного технического университета Фарит Агзамов.

В 2019 году стены университета покинул первый выпуск. Почти все из 14 магистров защитили свои диссертации на «отлично».

Программа существует в вузе с 2017 года. Количество бюджетных мест порядка 10. Поступление осуществляется по тестовым заданиям, проходной бал: выше 87 – на бюджетное обучение, на договорное - не ниже 40.

Приглашаю всех заинтересовавшихся поступить на программу. Ответы на возникшие вопросы можно получить по телефонам +7(3452)28679.

Просмотров 5726
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования