Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Дмитрий Догадов: Мне довелось первым увидеть нефть Среднего Приобья и работать с первооткрывателем Самотлора Норкиным

Римма Гайсина
22 мая/ 16:50

Нижневартовск. 29 мая 1965 года – эту дату знает каждый живущий в Югре. Она положила начало жизни известному на весь мир Самотлорскому месторождению. В этом году нефтяной гигант отмечает 55 лет со дня открытия. Символично, что эта веха совпала с поистине знаковым для Югры достижением  — добычей 12-миллиардной тонны нефти. Вклад Самотлора в общий успех колоссален – более 20 %. Всего с момента открытия и до настоящего времени он дал стране 2,8 млрд тонн нефти и 377 млрд куб.м газа. За этими цифрами стоит героический труд нескольких поколений нефтяников. Но именно  первопроходцы открыли дорогу большой югорской  нефти. В преддверии памятной даты рассказываем об одном из ветеранов нефтяной отрасли, который трудился в открывшей Самотлор бригаде Григория Норкина,  — Дмитрии Ивановиче Догадове.

Ввиду режима самоизоляции с Дмитрием Ивановичем мы не смогли встретиться лично. Но невероятно живой беседа получилась и по телефону. 

"В 1959 году мне посчастливилось познакомиться с человеком, который ехал в Западную Сибирь. На первую скважину Среднего Приобья. И я решил ехать сюда. Встретились мы с ним в районе Знаменский Омской области. На дебаркадере. Вслед за ним я и поехал сюда. Он от Новосибирского территориального геологического управления по направлению ехал. Скважину первую это управление, кстати, и строило, а не Тюменское управление, — Дмитрий Иванович чётко помнит истории из прошлого. — Это потом нас передали в Тюменское геологическое управление...".

Догадов тогда действительно загорелся. Долго раздумавать не стал. Взял молодую жену Клавдию с крошечной дочкой – и в дорогу. Кофта на плечах у жены, пиджачок – у мужа да нехитрая поклажа с детскими вещичками в руках. Плыли до Ханты-Мансийска на колесном пароходе «Михаил Калинин». Там высадились и стали ждать другой. «Яков Свердлов» вез их до Нижневартовска девять суток. Небольшой тогда поселок встретил их нехарактерной для начала июня жарой.

Пришвартовались у берега. День субботний, контора закрыта. Их послали… в баню. Там Дмитрий нашел механика, румяного и доброго после парилки, который предложил им переждать до понедельника в поселке, расположенном чуть ниже нынешнего рыбозавода.

В начале недели Дмитрий был уже на Баграсе. Молодого крепкого парня, знакомого с техникой не понаслышке, взяли работать, доверив сразу дизельный агрегат. Коллектив тогда только готовился к бурению первой разведочной скважины, самой вышки еще не было и в помине, только закладывался фундамент и завозилось оборудование.

Со дня на день ждали Григория Норкина, только-только назначенного на должность бригадира. Человек хозяйственный, из Томской области, где до этого работал, в Нижневартовск он приехал с приданым — перевез канаты, особо дефицитные гнутые трубы, без которых на скважине ну никак. Прибыв на место, первым делом бригадир обошел территорию, отметив, что нужно поторапливаться - зима на носу. К середине сентября буровая была готова.

"О! Норкин был настоящий мужик! — восхищённо рассказывает Дмитрий Иванович о буровом мастере Григории Ивановиче Норкине. — Хозяйственный. Беспокойный. Он душой горел за работу, производство и людей.  Всё лично проверит. И в приёмном амбре, и в котельной, ну и, конечно же, на буровой.  Есть ли у нас раствор, рассчитывал, насколько его нам хватит. Под контролем были и дрова для котельной — без пара нам никак. И бурение строго по технологии делал! Если бы не его беспокойства, не довели бы буровую. Предусматривал всё. Молодец был мужик!".

Сегодня Николай Иванович долго может рассказывать о славном буровом мастере Норкине. Многое вместе прошли. А тогда, ещё в конце 50-х, только познакомились и начали поиски чёрного золота Среднего Приобья.  

… Не дожидаясь зимы, приступили к работам. Бурили целых полгода. Случалось всякое: не выдерживало крепких морозов оборудование, вставала техника. Самое главное – нельзя было допустить, чтобы замерзла буровая. Это был бы крах.

"В марте 60-го мы спустили эксплуатационную колонну, «обсадили» скважину, тем самым закончив проходку, - рассказывает Догадов на своем, «нефтяном» языке. – Норкин все ждал навигации, а с ней насосно-компрессорные трубы, без которых невозможно было дальнейшее освоение скважины".

Когда оборудование, наконец, прибыло по реке, члены бригады на плечах перенесли его от реки до буровой. И уже в сентябре приступили к освоению скважины. Шутка ли, пройти семь «горизонтов»-пластов.

"Один прострелим, а нефти нет. Закрываем цементом, поднимаемся выше, - рассказывает Догадов. – И только на последнем нас ждала удача".

…В скважине, как обычно, сор, вода. Мощных насосов тогда не было - уровень воды снижали примитивным путем – с помощью желонки, обыкновенной трубы с клапаном, с помощью такой в то время извлекали рыхлые и насыщенные водой грунты.

Так получилось, что в тот памятный день Дмитрий на какое-то время остался один на буровой. Мерно гудят дизеля. Заметив приток воды на 15 метров от устья скважины, он заволновался. А она все поднимается и поднимается, вот уже переливает устье скважины. На расстоянии полметра стали прорываться газы. А ведь это означает, что на подходе долгожданная нефть! Но загазованность, накрывшая буровую, грозила пожаром. И дизелист принял решение заглушить силовой двигатель, а вместе с ним и станцию, от которой током питался и посёлок. Товарищи, увидев, что отключился свет, тут же решили вернуться на буровую. Да только медленно — Догадову так казалось. И он вышел на мостки и отчаянно замахал сорванной с головы шапкой. Дмитрий Иванович признаётся, что до сих пор помнит все свои движения. 

"Глубина скважины 700 метров. Бурильщик опустил желонку до 150 метров, а трос-то и закружило. Стали поднимать, а там вода, значит, пласт начал работать. Хорошо, что нефть спокойно, не рывком пошла, а постепенно. Сделали отвод от скважины на 15 метров, и она как начала играть нефтью. «Умывались первой нефтью?» - спрашиваю у Догадова. – «Тогда нам и в голову это не могло прийти, такая затея родилась позднее, с приходом большой нефти»", - говорит Дмитрий Иванович.

А в тот день он шел со смены гордый и довольный: первым нефть встретил – что может быть важнее в жизни нефтяника!

"СМИ тогда немного ошиблись, написав, что нефть нашли 23 марта 1961 года. Это было 22 марта в 2 часа дня, - уточняет пунктуальный во всем Догадов. – А уже 23-го приехало начальство, которое открыло задвижку, полюбовалось на нефть и зафиксировало рекорд".

Впереди еще было много самой настоящей черной работы над черным золотом. Протянуть линию, чтобы отвести нефть от скважины, замерить, сколько тонн она дает в сутки. Оказалось, ни много ни мало 400 тонн. Решали вопрос, как отделить газ от нефти. И по-настоящему ее стали добывать уже в 1964 году. Тогда не было нефтепроводов, нефтяники построили емкость объемом две тысячи тонн на речке Мулка – притоке Оби, чтобы накапливать в ней нефть. А потом направляли наливными баржами на Омский нефтеперерабатывающий завод.

Тогда вся жизнь в поселке была связана с нефтью. Даже жили почти на буровой – всего лишь в 200 метрах от нее.

"Сначала мы с супругой Клавдией Александровной и дочкой жили в Нижневартовске. Я ездил ежедневно на Баграс. А потом там, в рабочем посёлке, дали нам квартиру в новом бараке. А он без окон и дверей, только стены. Прорублены,  но без косяков. Завесили белой марлей. Белехонькие вечером, к утру они стали черными. От мошки. Столько я после в жизни не видел. Но тем летом было её, ой, как много!  До зимы местный плотник и двери установил, и окна застеклил. Печку сложили сами. Считай, к зиме готовы. Было очень уютно…".

"Неужели были морозы под минус шестьдесят?" – спрашиваю у Дмитрия Ивановича.

"Скорее ощущались на столько, особенно, когда с ветром, но под пятьдесят и ниже термометр за окном прыгал частенько, - рассказывает бывалый нефтяник. - Это сейчас наш брат экипирован по последнему слову техники, а тогда ездили на вахту в машинах, крытых брезентом. Из одежды – телогрейка, брезентовые штаны да валенки с галошами. Хорошо, жены запасались теплым байковым бельем для своих кормильцев, и оно действительно тогда натуральным было и спасало мужчин от пробирающего до костей мороза".

Чтобы уберечь технику от сильных морозов, которые даже железо делали хрупким, дизельные агрегаты помещали в бревенчатые сараи и утепляли мхом. Вышку по второй пояс обивали тесом, чтобы хоть ветер не гулял.

Летом другая напасть: топи болотные, грязь. Клочок сухой земли между бараками – радость, есть где деткам поиграть. В детский сад ребятишек приходилось нести на руках, потому что лужи были по колено, без болотных сапог не пройти. Но люди жили задорно. Даже коров и другую живность умудрялись завести. Утром скотина уходила на заливные луга, а вечером сама возвращалась на дойку. Так решали продовольственную программу, ведь тогда все грузы, начиная от продуктов до стройматериалов и нефтяного оборудования, доставлялись по долго спящей весной Оби.

"Сейчас бурят на электроприводе, а раньше сердцем буровой были дизеля, приводящие в движение все механизмы", - с гордостью и уважением отзывается о своей профессии Дмитрий Иванович.

Это потом заговорят о Самотлоре, где прославленная бригада Григория Норкина будет ставить высокие рекорды по добыче большой нефти. Дмитрий в то время  ремонтировал дизельные агрегаты.

"Горжусь тем, что судьба меня связала с нефтью, — признаётся Догадов. — Я и представить не мог в тяжёлые детские годы, опалённые войной, что мне суждено будет встретить первую нефть Баграса! Это ведь поистине историческое событие было. С него началась история и Самотлора. Наша бригада вдохновилась именно там. И сумела открыть в мае 65-го Самотлор. Он стал легендой!".

Дмитрий Иванович признаётся, что всегда с интересом читает новости о Самотлоре. И у него есть пожелания нефтяникам АО «Самотлорнефтегаз», дочернего предприятия НК «Роснефть», которое сегодня разрабатывает месторождение:

"Вдохновенного труда вам! Чтобы работали  безаварийно. Хорошего сибирского здоровья. Бережно относитесь к нефтяной промышленности, природе. Не забывайте историю. Уникальное месторождение ведь и разрабатывали уникальные люди".

 

Фото из архива АО «Самотлорнефтегаз»

Просмотров 2770
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

27.06.2018
Новым генеральным директором АО "Стройтранснефтегаз" стал Иван Сибирев

11.07.2020 Смирнов Валерий ВладимировичТа

Так держать,Иван!

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

11.06.2020
Видеоконференция о ситуации с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса в период кризиса

11.06.2020 Роман, Сургут, работаю в нефтяной отрасли

- Какие меры поддержки принимают компаниями. В том числе и нефтяными, для поддержки сотрудников. Насколько работа на «удаленке» показала свою эффективность, и возможен ли этот принцип работы в обычном режиме. Насколько у компаний хватает ресурсов, чтобы обеспечить сотрудникам удаленную работу?

03.06.2020
Доля России в польском импорте нефти в 2019 году сократилась до 61,5%

10.06.2020 Аноним

Похоже даже Польша сокращает свою зависимость от восточного агрессора.

Индекс цитирования