Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Налоговики не отпустят крупных предпринимателей

17 февраля 2006/ 15:01
Москва. Депутаты Государственной думы предлагают закрепить критерии определения крупнейших налогоплательщиков на законодательном уровне.
Депутаты избавят крупные компании от двойного налогового администрирования. В четверг на заседании налогового подкомитета Госдумы депутаты приняли за основу поправку в первую часть НК РФ, согласно которой вставать на учет в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам должны компании с годовой выручкой и суммой активов больше 10 млрд руб. По мнению бизнеса, это позволит сохранить принцип «одного окна» при подаче налоговых деклараций. Однако радость бизнеса может оказаться преждевременной: правительство желает сохранить двойной контроль за компаниями – по месту регистрации и в специнспекции.
Действующая статья 83 Налогового кодекса (НК РФ) предусматривает четыре основания для регистрации налогоплательщика: место его нахождения, место его обособленных подразделений, а также место нахождения его имущества и транспортных средств. Однако налогоплательщики, которых Минфин считает крупнейшими, должны вставать на учет в межрегиональную инспекцию (МРИ). Всего в России 7 таких налоговых органов, обособленных по отраслевому признаку: 6 находится в Москве (по нефти, газу, алкоголю и табаку, электроэнергетике, металлургии, связи) и одна в Санкт-Петербурге (по транспорту и машиностроению).
При отборе «крупняка» налоговые органы руководствуются критериями из приказа МНС. Согласно документу, в эту категорию попадают компании с объемом выручки и активов свыше 10 млрд руб. и суммой налоговых начислений, превышающей 1 млрд руб. По данным ФНС РФ, в настоящее время в России насчитывается 2521 предприятие, которое относится к категории «крупнейших», в том числе 586 предприятий федерального уровня.
Этот статус налагает на них не только повышенные налоговые обязательства. Крупному бизнесу приходится нести дополнительные издержки, связанные с территориально удаленным налоговым администрированием. Сейчас крупнейшие предприятия стоят на учете не только в инспекциях по месту нахождения, но и в МРИ. «В результате нарушается принцип «одного окна», – прояснил замруководителя комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков. – Предпринимателям приходится подавать документы сразу в две инспекции. Причем для многих, находящихся на большом расстоянии от столицы, это выливается в дополнительные финансовые, трудовые и временные затраты». К тому же бизнес опасается, что, будучи подотчетным сразу двум инспекциям, он подвергается риску двухстороннего контроля. «Не исключено, что проверять будут и те, и другие, – заявил RBC daily менеджер департамента налогов и права «ФБК» Борис Русских, – в то время как должен быть определен главный контролирующий орган».
Разобраться в правомерности дополнительного контроля пытались еще башкирские нефтяные компании, которые обратились за помощью в высшие судебные инстанции. Напомним, что в октябре 2004 г. на учет в Федеральную межотраслевую инспекцию в Москве было передано ОАО «Таттрансгаз», в октябре 2005 г. и в январе 2006 г. начались процедуры постановки на учет ОАО «Татэнерго» и ОАО «Татнефть». И Высший арбитражный суд (решение от 25 ноября 2004 г.), и Конституционный суд России (решение от 8 ноября 2005 г.) пришли к выводу, что двойной учет крупнейших компаний не должен ухудшать их положение по сравнению с остальными налогоплательщиками. Согласно вынесенным судебным вердиктам, контрольные процедуры может проводить только один налоговый орган. Высшие судебные инстанции подтвердили также право крупнейших компаний исполнять налоговые обязанности только по месту своего нахождения.
Вместе с тем Конституционный суд сделал замечание и законодателям, указав, что порядок учета должен быть более четко прописан в Кодексе. Депутаты приняли решение КС к исполнению. При подготовке законопроекта о налоговом администрировании зампред комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и член комитета Наталья Бурыкина подготовили поправку, которая закрепляет в НК РФ критерии определения статуса крупнейшего налогоплательщика. С той небольшой разницей, что они предлагают учитывать только объем ежегодной выручки и сумму активов. По мнению г-на Макарова, «размер налоговых платежей – слишком сомнительный фактор».
Правоведы убеждены, что установление четких прозрачных правил ограничит административное управление крупнейшими налогоплательщиками. «Сейчас законодательство никак не регламентирует деятельность МРИ, – сказал RBC daily управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. – Не прописаны ни порядок, ни цели учета предприятий в межрегиональных инспекциях, не определены полномочия этих налоговых органов. Все отдано на откуп Минфину и ФНС. Введение критериев поможет приостановить административный раж». Он убежден, что функции МРИ должны быть строго ограничены. «Предназначение межрегиональных инспекций – быть отраслевыми методологическими центрами, которые координируют деятельность территориальных налоговых органов. Они могут осуществлять только информационный учет налогоплательщиков и не более того», – считает г-н Пепеляев.
Однако правительство желает сохранить двойной контроль за крупнейшим бизнесом. Как отметил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, «принятие депутатской поправки повлечет за собой изменение структуры налоговых органов и перераспределение их финансирования». «В законе должен быть прописан только перечень критериев, без определения количественных параметров, – уверен г-н Моторин. – Должен быть более гибкий механизм градации, что позволит сохранить деление на крупнейших как на региональном, так и федеральном уровне». Пока чиновники и депутаты думают, как поступить, налоговые органы намерены следовать предписаниям высших судебных инстанций и обещают довольствоваться только одним пакетом документов, который налогоплательщик обязан подать в инспекцию по месту своего нахождения.
Источник: RBCdaily
Просмотров 586
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

19.02.2020 Александр Хуршудов

Спасибо, Константин Любнардович! Мне тоже кажется, что пришла пора отойти в сторону от политики и заняться настоящим нефтяным делом.....

18.02.2020
Алексей Забозлаев: Форум «Нефтяная столица» привлекает все больше участников

18.02.2020 НИКУЛЬШИНА НАТАЛЬЯ ДЬВОВНА ГЕОЛОГ МОСКВА

Уважаемые организаторы, хочу напомнить, что в этом году 21 июня, юбилей открытия первой промышленной нефти в Шаиме. Первооткрыватели ,это Ровнин,Эрвье,Шалавин,Урусов, и другие интересные люди. Хочу отметить, что Салманов к этому открытию НИКАКОГО, даже косвенного отношения не имеет.Мой тел. 89032705910. Могу выслать доументальный фильм 1964 года. Путь к первой нефти. Свердлрвская киностудия. На пленках нет, но в интернете найти можно.У меня еще есть фильм Главный геолог. Его по ЮГРА ТВ показывали.

18.02.2020
Юрий Трутнев: Россия отстает в разведке новых месторождений на шельфе

18.02.2020 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Слова-то красивые и правильные, а вот где дела? Только я знаю, как проводить донные сейсмические исследования на шельфе роботизированным способом; только моя конструкция автоматизированной донной установки может бурить скважины без людей (подробнее - в ЖЖ Aviagr). Сотни других изобретений - и все не востребованы ВИНКАМи, которые тратят деньги на "инструкции по поеданию колбасы" - т.н. "цифровизацию". Но цифрами, словно словом Божьим, скважину не пробурить, нефть не выкачать, от воды и мехпримесей не освободить - нужно ЖЕЛЕЗО! Работоспособное, надежное и недорогое. Словоблудием делу не поможешь...

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

Индекс цитирования