$62.07 +2.58%
$ 78.59 -0.72
€ 92.81 -0.05
               

Консолидация спроса: как российский ТЭК движется к технологическому суверенитету

28 мая 2024/ 09:19

Тюмень. Доля отечественного оборудования в нефтегазовом машиностроении по итогам 2025 года должна составить 80%. Удастся ли обеспечить этот показатель и с помощью каких инструментов, обсуждали участники Технологической недели нефтегазового машиностроения TNF в Тюмени 15-17 мая.

По мнению директора департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаила Кузнецова, цель выполнимая, тем более что по итогам 2023 года показатель импортонезависимости составил уже 65%. Год назад был утвержден перечень из 220 наименований нефтегазового оборудования, которое должно быть заменено на отечественные аналоги в первую очередь.

«Из 220 позиций около 130 требуют различных мер господдержки. 60 позиций оборудования ее уже получили, еще 30 поддержим в текущем году, оставшиеся – в 2025-м», – отметил представитель Минпромторга.

Производителям доступны такие меры поддержки, как субсидия до 70% затрат на НИОКР, льготные кредиты Фонда развития промышленности и специальные инвестиционные контракты для расширения производства. Минпромторг также разрабатывает механизм «кэшбека потребителю» – это компенсация разницы в стоимости иностранного и отечественного оборудования, рассчитывать на которую сможет заказчик российских разработок.

Приоритетной задачей для отрасли участники и спикеры Технологической недели TNF видят консолидацию спроса со стороны крупных нефтегазовых компаний. В качестве примера был назван проект первого отечественного флота ГРП.

«Корпорация «Московский институт теплотехники» изготовила комплекс по единому отраслевому техзаданию и уже в 2024 году планирует запустить серийное производство. «После выхода на проектные мощности мы сможем производить до десяти комплексов в год», – сообщил представитель «Корпорации «МИТ» Владислав Малашенко.

Важность консолидации спроса отметила и генеральный директор компании «СНФ Восток» Ирина Гвелесиани. Международный производитель реагентов для полимерного заводнения уже много лет планирует построить завод в России. Однако, пока объем спроса недостаточен для того, чтобы российские полимеры смогли конкурировать по цене с продукцией китайских заводов компании.

Единые отраслевые стандарты также ускоряют импортозамещение, и крупные нефтегазовые компании понимают важность этого процесса.  Генеральный директор Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) Николай Кузнецов рассказал, что за два санкционных года количество отраслевых партнеров института выросло с четырех до десяти – сейчас это практически все крупные компании ТЭК. До 2025 года ИНТИ разработает и утвердит более 500 стандартов на нефтегазовое оборудование и технологии. 

Кроме того, институт занимается сертификацией продукции отечественного машиностроения. Во время Технологической недели TNF эксперты ИНТИ провели опытно-промышленные испытания устройства контроля притока, разработанного тюменским заводом «СибБурМаш». Созданный для этого стенд также сертифицирован ИНТИ и открыт для любого участника рынка: испытания будут признаны почти всеми крупными нефтегазовыми компаниями. Одним из эффективных инструментов эксперты называют механизмы отраслевой кооперации. Помощь в этом направлении машиностроителям оказывает Ассоциация «Нефтегазовый кластер», объединившая более ста компаний.

«Мы выступаем в этом процессе технологическим брокером – подбираем под актуальные потребности ВИНКов российское оборудование и помогаем выстраивать кооперационные цепочки для его серийного производства», – рассказал генеральный директор ассоциации Александр Сакевич.

Правительство Тюменской области также готово поддерживать производителей и ставит целью локализовать на своей территории новые машиностроительные и нефтесервисные предприятия. По словам губернатора Александра Моора, Тюмень имеет очень серьезные амбиции стать современным технологическим хабом благодаря большому опыту реализации инвестиционных проектов в производственной и научных сферах. 

В сентябре 2024 года эксперты и представители сектора нефтегазового машиностроения вновь встретятся в Тюмени, чтобы обсудить технологическую устойчивость отрасли. Благодаря усилиям региона и Ассоциации «Нефтегазовый кластер» Промышленно-энергетическому форуму TNF удалось закрепить за собой статус выставки достижений нефтегазового машиностроения.

Фото предоставлено пресс-службой TNF

 

Просмотров 887
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^