Румиль Вагапов: Восстановление спроса на нефть не за горами, но нас ждут новые вызовы
Уфа. Распространение пандемии COVID-19 по всему миру больно ударило по российскому нефтедобывающему сектору, сократив спрос и обрушив цены на нефть. Только недавно начался восстановительный процесс – после заключения новой сделки ОПЕК+, утвердившей сокращение добычи. Однако сейчас неясно, как будет развиваться пандемия, вернется ли локдаун и какое влияние окажет коронавирус на прежние модели потребления топлива. Чтобы разобраться в этом, мы обратились за интервью к эксперту в области нефтяной промышленности, финансисту и члену Торгово-промышленной палаты Башкортостана Румилю Вагапову.
- Румиль Флюрович, нефтегазовая отрасль стала одной из наиболее пострадавших в результате карантинных ограничений из-за снижения локального и мирового спроса. Вы проработали в отрасли более 15 лет, в том числе на руководящих должностях, и видели уже не один кризис. Как вы считаете, какие перспективы ждут отрасль в ближайший год?
- Нефтегазовая отрасль в ближайший год может столкнуться с несколькими ключевыми тенденциями и вызовами. Первое – нас несомненно ждет восстановление спроса, весь вопрос только в темпах роста. С постепенным снятием карантинных ограничений и восстановлением экономик стран ожидается рост спроса на энергоносители, особенно в развивающихся регионах. При этом стоит учитывать, что цены на нефть и газ будут оставаться волатильными из-за геополитических факторов, изменений в спросе и предложения, а также колебаний валютных курсов. Из положительных моментов отмечу, что развитие технологий, таких как цифровизация и автоматизация процессов, может привести к повышению эффективности и снижению затрат в отрасли. В целом, нефтегазовая отрасль уже сейчас находится в состоянии адаптации к новым реалиям, и успешные компании смогут извлечь выгоду из изменений, если будут готовы к инновациям и устойчивому развитию. Вернее, успешными станут те, кто быстрее приспособится к изменившимся условиям.
- Пандемия наметила фундаментальные сдвиги в спросе на энергоносители, которые ставят поставщиков топлива в уязвимое положение. Как финансист с опытом работы в нефтяной отрасли скажите, каким образом компании могут застраховать себя на будущее от подобных рисков?
- Нефтяным компаниям целесообразно разработать несколько стратегий для защиты от будущих кризисов и изменения спроса на энергоносители. Например, я бы рекомендовал обратить внимание на внедрение новых технологий, таких как цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект. Использование этих инструментов может повысить эффективность операций и снизить затраты. Второе – разработка гибких производственных и распределительных систем позволит быстрее адаптироваться к изменениям спроса и рыночным условиям. Третье – оптимизация бизнес-процессов и сокращение издержек помогут компаниям оставаться конкурентоспособными даже в условиях снижения цен на нефть и газ.
Еще одним стратегическим направлением должны стать инвестиции в экологически чистые технологии и соблюдение требований устойчивого развития – это поможет улучшить репутацию компании и соответствовать мировым трендам. А создание резервных фондов и грамотное управление активами позволит компаниям лучше справляться с экономическими потрясениями. Также необходимо вести постоянный мониторинг рыночной ситуации и анализ потенциальных рисков, чтобы превентивно выявлять угрозы и оперативно на них реагировать. Перечисленные меры могут существенно повысить устойчивость нефтяных компаний перед будущими вызовами и неопределенностями на рынке.
- В условиях падения спроса нефтяники начинают снижение инвестиций в добычу. Это правильный подход? Как долго может продлиться период перепроизводства и не перейдет ли он в период дефицита?
Снижение инвестиций в добычу в условиях падения спроса может быть обоснованным подходом для нефтяных компаний, так как это позволяет избежать избыточных запасов и снизить финансовые потери. Однако важно учитывать несколько факторов.
Первое – снижение инвестиций может привести к краткосрочной экономии, но в долгосрочной перспективе это может вызвать проблемы с обеспечением рынка, если спрос восстановится быстрее, чем ожидалось.
Нефтяной рынок подвержен циклам. Периоды перепроизводства могут смениться дефицитом, особенно если компании существенно сократят добычу.
Второе – восстановление спроса будет зависеть от глобальных экономических условий, включая темпы восстановления после пандемии и изменения в потребительских привычках. Это то, на что нефтедобывающие компании не могут повлиять. Но зато компании, которые уже сейчас начинают инвестировать в возобновляемые источники энергии и новые технологии, в дальнейшем смогут лучше и быстрее адаптироваться к изменениям на рынке.
Конечно, не будем забывать о «черных лебедях» - политическая нестабильность, конфликты и экономические санкции могут влиять на спрос и предложение, что усложняет прогнозирование. Но мы должны исходить из прогнозируемых рисков, а они говорят, что подходить к сокращению инвестиционных программ стоит с большой осторожность, чтобы не потерять преимущество на рынке, которое сейчас есть у российской нефтяной промышленности.
Период перепроизводства может продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от динамики спроса и предлагаемых мер со стороны производителей. Если спрос начнет восстанавливаться, а инвестиции в добычу останутся низкими, это вполне может привести к дефициту на рынке. Поэтому важно найти баланс между сокращением производства и поддержкой будущих объемов добычи.
- Говоря об инвестициях: вы руководили разработкой патентованного изобретения – виброцентробежного сепаратора с линейным электроприводом, который используется в разных промышленных отраслях. Как внедрение новых технологий сказывается на производительности добычи?
Очевидно, что технологический прогресс не стоит на месте и освоение новых технологий помогает нам делать процесс добычи полезных ископаемых более продуктивным и экологичным. Что касается разработки, в которой я принимал участие, то ее модернизированная конструкция позволяет обеспечить минимальное время простоя для технического обслуживания, а ее адаптивность к различным материалам позволяет внедрять аппарат в различные отрасли без существенных модификаций.
Нам удалось добиться снижения энергопотребления и увеличения срока службы оборудования для разделения материалов, что имеет положительный эффект как для экономики предприятий, так и для воздействия на окружающую среду в долгосрочной перспективе.
Именно поэтому я выступаю за интенсивное инвестирование в новые разработки в энергетическом секторе, так как они дают хороший мультипликативный эффект для всей отрасли.
- Мы уже выяснили, что инвестиции со стороны бизнеса важны, а какую поддержку самому бизнесу, пострадавшему от пандемии, могут оказать власти?
Правительство уже оказывает поддержку пострадавшим секторам экономики, но все же отмечу основные направления и меры, которые являются актуальными для нас.
Финансовая помощь: прямые дотации, субсидии или безвозвратные гранты помогут компаниям справиться с временными финансовыми трудностями и преодолеть сложный период восстановления.
Кредитные программы: предоставление низкопроцентных кредитов или гарантий по кредитам для поддержки бизнеса в период кризиса.
Налоговые льготы: снижение налоговой нагрузки, отсрочка уплаты налогов или упрощение налоговой отчетности могут помочь компаниям сохранить ликвидность.
Стимулирование спроса: программы, направленные на поддержку потребительского спроса, такие как ваучеры или скидки, могут помочь восстановить активность в пострадавших секторах.
Инфраструктурные инвестиции: увеличение инвестиций в инфраструктуру может создать рабочие места и поддержать экономику в целом за счет создания нового спроса.
Поддержка инноваций: программы, направленные на поддержку научных исследований и разработок, могут помочь компаниям адаптироваться к новым реалиям и развивать новые продукты и услуги.
Эти меры могут сыграть ключевую роль в восстановлении экономики, поддержании рабочих мест и обеспечении устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Важно, чтобы поддержка была целенаправленной и адаптированной к специфике каждого сектора.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались



Егор Коинов