"Дружбе" вышел срок: Минпромэнерго вновь внесло в правительство проект трубопровода в обход Белоруссии
Как стало известно Ъ, несмотря на разрешение январского нефтяного кризиса в отношениях с Белоруссией, российское правительство намерено вернуться к проекту строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Вчера в Минпромэнерго подтвердили Ъ, что доработанный проект распоряжения правительства о расширении мощности БТС за счет строительства новой ветки Унеча–Великие Луки–Приморск (см. карту) вновь внесен в правительство. В министерстве отказались сообщить подробности, отметив лишь, что реализация проекта "будет способствовать росту экспортного потенциала России, а также позволит снизить транзитные риски".
Напомним, проект строительства трубопровода в обход Белоруссии возник в начале 2007 года, когда Россия ввела с 1 января пошлину на экспорт нефти в Белоруссию до $180 за тонну (ранее экспорт нефти в Белоруссию пошлиной не облагался). В ответ Белоруссия ввела плату за транзит российской нефти в размере $45 за тонну, что привело к остановке нефтепровода "Дружба". 3 января "Транснефть" внесла в правительство предложения по строительству БТС-2 в обход Белоруссии. 10 января после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко Белоруссия отменила пошлину на транзит нефти. 12 января было подписано соглашение о снижении российской экспортной пошлины с $180 до $53 за тонну, и в феврале 2007 года проект БТС-2 был отправлен "на доработку".
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сообщил Ъ, что проект, который компания направила в Минпромэнерго, был исходно рассчитан на прокачку до 50 млн тонн нефти в год. Правда, затем президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что объем прокачки может быть увеличен до 80 млн тонн нефти в год. Сегодня через Унечу прокачивается около 100 млн тонн нефти в год: 80 млн тонн идет в Европу, 20 млн тонн экспортируется на заводы Белоруссии. Строительство БТС-2 позволит России увеличить пропускную способность порта Приморск до 150 млн тонн нефти в год и полностью отказаться от транзита нефти по территории Белоруссии и Польши в ЕС.
Господин Григорьев не берется предположить, когда кабинет министров примет решение о начале строительства БТС-2, однако уверен, что "Транснефть" сможет реализовать проект за 1,5 года. Пока в компании не сообщают, сколько средств будет потрачено на его реализацию – технико-экономическое обоснование еще не готово, ранее отраслевые эксперты оценивали БТС-2 в $2-2,5 млрд.
Ранее глава "Транснефти" предположил, что БТС-2 будет интересен нефтяникам. "Мы уже построили БТС и, как только закончили проект, сразу сделали тариф ниже, чем при прокачке на латвийский порт Вентспилс, причем существенно ниже. Поэтому когда я говорю, что нефтяники пойдут в направлении Приморска, я в этом убежден. Чтобы это понять, надо взять циркуль, рассчитать расстояние от Унечи до границы с Польшей, от Унечи до границы с Германией, а потом этот же циркуль повернуть до Приморска",– заявил глава Семен Вайншток в интервью Ъ (см. Ъ от 13 марта).
Вчера чиновники как с российской, так и с белорусской стороны были крайне осторожны в оценках. Заместитель главы МЭРТа Кирилл Андросов отказался комментировать необходимость строительства БТС-2, сославшись на то, что не видел проект. В правительстве Белоруссии также отказались от комментариев.
"Конечно, БТС-2 может быть использована для давления на Белоруссию, но не следует забывать, что с точки зрения энергетической безопасности это абсолютно оправданный и экономически выгодный проект",– заявил Ъ заместитель гендиректора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян, по мнению которого БТС-2 будет построена в любом случае, так как обходит не только Белоруссию, но и Польшу.
Намерена ли Россия воспользоваться проектом БТС-2 в ходе переговоров с Белоруссией, станет ясно уже на будущей неделе. 18 апреля в Астане состоится пятое заседание совета по финансово-экономической политике стран ЕврАзЭС, посвященное созданию таможенного союза. На прошлом заседании 6 апреля Белоруссия потребовала запретить членам союза менять вывозные пошлины в одностороннем порядке, а также обеспечить "недискриминационный доступ" к продукции естественных монополий и уравнять тарифы. Россия категорически против. Впрочем, трубопровод, судя по всему, будет построен независимо от исхода переговоров по таможенному союзу – в отличие от предыдущего нынешний проект постановления по БТС-2 вносится в правительство без огласки.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались



КоммерсантЪ