$64.44 -0.73%
$ 79.71 -0.03
€ 90.52 +0.32
               

Нефтяная инфраструктура северо-запада России замерла, достигнув полной загрузки

РБК daily
05 сентября 2008/ 13:37
Еще в 2000 году серьезной инфраструктуры в Ленинградской области по перекачке нефти и нефтепродуктов не существовало. Сейчас углеводороды — одна из существенных статей доходов региона. Однако в последнее время развитие сферы транспортировки нефти через северо-запад России достигло своих предельных величин, и дальнейшего роста ожидать не стоит. Основная причина — выход на проектную мощность порта Приморск, который осуществляет основную долю экспорта нефти и неф­тепродуктов. Так, перевалка нефти по итогам восьми месяцев в Приморске снизилась на 0,2%, до 49,1 млн т, хотя еще за семь месяцев этого года этот показатель вырос на 0,8%. При этом в предыдущие два года динамика роста составляла двузначные значения — 12 и 15%. Дальнейшая судьба экспорта неф­ти через северо-запад связана с развитием проектов БТС-2 и увеличением мощностей в порту Высоцк. Правда, из-за ограниченных возможностей акватории Финского залива экспорт нефти в будущем будет переориентироваться на более глубоководные порты Мурманска и Дальнего Востока (ВСТО).
Рост экспорта нефтепродуктов через Северо-Западный регион достиг своих предельных значений вместе с выходом в этом году на предельную мощность трубопровода Балтийская транспортная система «Транснефти» с выходом в порту Приморск. Однако существуют и несколько иных факторов влияния, которые называют эксперты. Во-первых, повлияло резкое августовское увеличение нефтяниками переработки нефти на фоне падения экспортной маржи по «черному золоту» до уровня первого квартала 2007 года. По мнению аналитика ИГ «КапиталЪ» Виталия Крюкова, до конца года перевалка нефти через Приморск, скорее всего, продолжит снижаться в связи с перенаправлением экспортных потоков на внутренний рынок нефтепереработки. Снижение объемов перевалки характерно для всех портов, кроме Туапсе.
Второй важный фактор — стагнация добычи нефти в целом по России. Так, по данным Росстата, за первые семь месяцев этого года было добыто 283 млн т нефти и газового конденсата, что на 0,8% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом в июле падение составило уже 1,9%, в то время как еще в январе—феврале этого года добыча выросла по сравнению с первыми двумя месяцами 2007 года на 0,6%. Эксперты полагают, что у нефтяников большая долговая нагрузка и недостаточно средств, чтобы вкладывать в новые проекты. Следовательно, и экспорту расти не с чего. Однако дополнительные объемы есть где взять. В настоящее время около 50% общего объема экспорта светлых неф­тепродуктов России осуществляется через Вентспилсский морской порт (Латвия). Но правительство России намерено изменить ситуацию.
Как заявил недавно министр транспорта России Игорь Левитин, чтобы расширить мощности собственных портов, планируется увеличить грузооборот порта Усть-Луга, объем которого вместе с БТС-2 к 2015 году достигнет 100—130 млн т нефти. Грузооборот порта Приморск к этому времени, по словам г-на Левитина, составит 25 млн т нефти, портов Высоцк и Архангельск — по 12 млн т, порта Выборг — 3 млн т, терминала Варандей — 12 млн т, Кандалакши — 1,5 млн т.
Кроме того, по словам главы Минтранса, в Калининградском порту рассматривается возможность строительства контейнерного терминала, а в Мурманском порту предусматривается развитие западного берега Кольского залива для перевалки угля и неф­тепродуктов, причем уровень грузооборота этого порта в соответствии с имеющимися заявками составит 50 млн т. Чиновник сообщил, что на развитие портов северо-запада до 2015 года планируется выделить 279 млрд руб. Из этих средств 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к портам региона.
Последнее как раз необходимо. Вложений требует развитие железной дороги. Так, глубоководный порт Мурманск, способный обрабатывать суда дедвейтом свыше 150 тыс. т, существенно снизил экспортные отгрузки нефти и нефтепродуктов в январе—июне 2008 года против аналогичного периода прошлого года. По мнению экспертов, нефтяные компании переориентировали отгрузки мазута на Высоцк и Санкт-Петербург и тенденция падения экспорта нефтепродуктов через Мурманск будет продолжаться из-за высокой загруженности железной дороги, по которой он получает грузы. Та же проблема и у распределительно-перевалочного комплекса (РПК) нефте­продуктов «Высоцк — ЛУКОЙЛ-II». Теоретически ЛУКОЙЛ хотел бы переваливать через свой терминал до 15 млн т в год. Однако Высоцк работает на предельной мощности — 12 млн т в год, и экспортировать больше нефтепродуктов отсюда невозможно, так как железнодорожная ветка перегружена.
Один из последних проектов, задача которых снизить зависимость России от портов прибалтийских стран, проект «Север», включающий нефтепродуктопровод Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морской терминал для перевалки светлых нефтепродуктов в порту Приморск в восточной части Финского залива. Им занимается «Транснефть», в мае была введена его первая очередь. Проектная мощность терминала — 24 млн т нефтепродуктов в год.
Существенному развитию нефтяной инфраструктуры на северо-западе поспособствует и нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти в год, который пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ «Сургутнефтегаз» в Киришах. Недавно «Транснефть» сообщила, что в сентябре выйдет правительственное постановление о начале строительства БТС-2. Правда, его точка выхода до сих пор обсуждается. По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, несмотря на то что проект некогда назывался убыточным и задумывался лишь как альтернатива трубопроводу «Дружба», в ближайшем будущем он станет актуальным. «В случае строительства второго НПЗ (Кириши-2) «Сургутнефтегазом», который планируется начать после 2011 года, пропускной способности первой ветки БТС будет недостаточно», — уверен эксперт.
В целом БТС-2 должен дать мощный толчок развитию перерабатывающих мощностей в области. Существенным преимуществом строительства НПЗ в Ленобласти является его близость к границе, что позволяет с более коротким транспортным плечом поставлять нефтепродукты в Европу, считает Виталий Крюков. Основными недостатками выступают нехватка энергомощностей для НПЗ в связи со строительством большого количества заводов в области и проблемы водоснабжения. Пока никто из нефтяников еще не принял окончательного решения по строительству НПЗ в области. В первую очередь необходимо модернизировать инфраструктуру области и уже после этого принимать решение о строительстве НПЗ, уверен аналитик.

Просмотров 805
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

05.05.2025 nik

Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.


^