$61.12 -0.26%
$ 79.73
€ 93.56
               

Наталья Комарова: Сегодня разрабатывается специальная модель налогообложения новых месторождений нефти

27 февраля 2009/ 12:29

Москва. Для поддержания бюджетообразующей отрасли России правительство уже пошло с 1 февраля на уменьшение таможенных пошлин. О том, какие еще меры поддержки нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий будут предприняты, какие изменения ожидаются в исчислении налогов, таможенных пошлин и многом другом в интервью Агентству нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова.

- Наталья Владимировна, в первую очередь для депутата, наверно, важно самочувствие региона, от которого он избран. Вы постоянно бываете на Ямале. Как на ваш взгляд чувствует себя регион? Какое настроение у северян, людей добывающих для России нефть и газ? Чувствуют ли влияние мирового экономического кризиса? 

 - Конечно, кризис так или иначе затронул каждого, и его последствия в каждой стране, в каждом регионе проявляются по-своему. Встречаясь с людьми, посещая разные муниципальные образования, могу сказать, что каких-то панических и упадочных настроений на Ямале нет. Экономика, социальная сфера нашего округа имеют надежный и прочный фундамент, кризисные синдромы своевременно отслеживаются и пресекаются, поэтому ситуация держится под контролем и в целом остается стабильной. К тому же в самом характере северян заложено упорство, стойкость и, главное, - понимание того, что только упорным трудом, собственными усилиями, превозмогая обстоятельства можно добиться результата. Мы никогда не делали ставку на виртуальные доходы, индексы и котировки, не жили в долг, поэтому кризис для нас не стал таким «крахом модели мира», как для многих наших соседей из зарубежных стран.

 - Новый Уренгой, который Вы в недавнем прошлом возглавляли, часто называют газовой столицей России. И совершенно справедливо. По оценке специалистов, 130 трлн. кубометров газа находятся в пределах Западной Сибири, в частности, а ЯНАО. Сегодня разрабатывается очень серьезный проект по освоению полуострова Ямал и приямальского шельфа. На этой территории сосредоточенно более 50 трлн кубометров газа. И сегодняшняя ресурсная оценка по добыче газа здесь - до 300 млрд. кубометров в год – это половина того, что на данный момент добывается в стране. Этих ресурсов Ямала и приямальского шельфа хватит на 50-70 лет добычи. На Ваш взгляд, станет ли этот уникальный проект общегосударственным, общенациональным?

- Полагаю, что гораздо важнее сегодня не то, какой статус будет у этого проекта, а то, как создать все необходимые условия, чтобы кризис не отразился на сроках и объеме реализации проекта. Понимая его приоритетность, мы прорабатываем меры для поддержки отрасли, сохранения инвестиционной активности, ведь в этом и социальная ответственность – это огромное количество рабочих мест, развитие производственной и социальной инфраструктуры, в целом развитие территорий России, экологическая безопасность. Планируется создание уникальной газотранспортной системы, что станет важнейшим шагом к полномасштабной реконструкции действующей Единой системы газоснабжения России. Такие проекты, играющие решающую роль в развитии газовой промышленности России, находятся под особым контролем властей всех уровней, получают необходимую государственную поддержку, независимо от формального статуса.

- Ямал славится не только газом, но и нефтью. Там расположены добывающие структуры Роснефти, Газпромнефти и других компаний. Падение цен на нефть больно ощутили на себе нефтяники. Приходится сокращать расходы. Причем расходы на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. На геологоразведку. Однако от этого зависит не только дальнейшее благополучие самих компаний, но и России, в целом. Как можно повлиять на этот процесс? 

- Эти тенденции наметились еще с начала 2008 года, когда конъюнктура была вполне благоприятной, и вместо инвестиций в развитие часть компаний стала использовать прибыль, мягко говоря, не дальновидно. Понятно, что сегодня ситуация усугубилась, но не стоит списывать все эти накопленные проблемы на кризис. Сокращение фискальной нагрузки на отрасль на 500 миллиардов рублей – это неплохой задел для запуска стратегических инвестпроектов, и те предприятия, которые воспользовались этой возможностью, приступили к модернизации, к разработке новых месторождений, безусловно, получат поддержку. Проводимая политика в отрасли и те решения, которые приняты по итогам совещаний в Северодвинске и в Киришах, как раз ориентированы на стимулирование инвестиций в освоение новых месторождений, геологоразведку, развитие рационального и эффективного недропользования, в технологическое перевооружение. Сегодня прорабатываются меры поддержки нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий по четырем основным направлениям - налоговое и таможенно-тарифное стимулирование, создание благоприятных условий для инвестиций в нефтепереработку, развитие системы магистральных нефтепроводов, а также оперативное влияние на изменение внутреннего спроса, резервирование и создание запасов нефти и нефтепродуктов. В ближайшее время будут проработаны вопросы об изменении порядка исчисления налогов и других платежей, в том числе таможенных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, об использовании дифференцированных налоговых ставок в зависимости от степени выработанности запасов и дебита скважин месторождений. Это актуальная мера, поскольку минерально-сырьевая база нефтедобывающей промышленности России на 75% представлена мелкими и мельчайшими месторождениями с извлекаемыми запасами менее 10 миллионов тонн, на которые приходится 14% балансовых запасов. Рассматривается возможность рефинансирования привлеченных организациями нефтяной отрасли кредитов и займов. Разрабатывается специальная модель налогообложения новых месторождений нефти, задача которой в том, чтобы обеспечить рентабельность разработки перспективных месторождений с учетом их размеров и сложности освоения. 
Понятно, что для роста добычи должен быть обеспечен соответствующий спрос, поэтому сегодня для стабилизации товарно-сырьевого рынка прорабатывается, в частности, предложение о включении сырой нефти в номенклатуру государственного материального резерва и увеличении объемов госзакупок нефтепродуктов. Разрабатывается программа создания специальных природных и искусственных резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов. 

Полагаю, что эти и целый ряд других мер, а также понимание руководства компаний, что в посткризисном мире спрос на энергоресурсы возрастет, конкуренция на рынке станет еще жестче, позволят ускорить реализацию решений по развитию отрасли.

 - Наталья Владимировна, утилизация попутного нефтяного газа уже на протяжении многих лет остается больной темой. В данный момент утилизируется 75% ПНГ. Президент, по-моему, поставил задачу довести в ближайшее время эту цифру до 95%. Как Вы думаете, может не стоило так высоко поднимать планку? Допустим, начать с цифры 80%? Или в нынешней ситуации нефтяникам придется приостановить работы в этом направлении вообще?

 - Планку, безусловно, поднимать стоит, поскольку иначе этот вопрос будет решаться еще десятилетия, что создает реальную угрозу экологической безопасности. Другой вопрос, что в нынешних непростых условиях, на мой взгляд, необходимы, прежде всего, экономические стимулы для утилизации попутного нефтяного газа, а не карательные меры. Должен быть гарантирован сбыт перерабатываемого сырья, а таких стопроцентных гарантий сегодня нет. Определенный шаг для разрешения этой проблемы предпринят. Так, по итогам совещания в Киришах, соответствующим ведомствам дано поручение о разработке проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих приоритетное право доступа к газопроводным сетям поставщикам отбензиненного сухого газа, получаемого при переработке попутного газа, а для поставщиков электроэнергии, вырабатываемой на попутном газе и продуктах его переработки – приоритетного доступа к Единой национальной электрической сети. Полагаю, что работа в этом направлении будет продолжена, но и со стороны компаний необходимы встречные усилия, ведь, как говорится, в любом деле успеха добивается только тот, кто ищет нужные условия, а если не находит – создает их сам!
Просмотров 1696
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^