Многочисленные дискуссии на форумах интернета все больше убеждают меня в том, нынешняя экономическая политика России людям малопонятна. Тут в чем-то сказывается сложившееся недоверие к власти, которая ранее нередко народ обманывала. Свою роль сыграл и нынешний экономический кризис, породивший страх и неуверенность. Наконец, огромное количество оппонентов власти заливаются критическими статьями, и далеко не всей этой критике достается адекватная оценка.
Вот поэтому и решил я изложить свое понимание экономических процессов, происходящих в стране. Это моя личная точка зрения. Она не претендует на какую-то новизну или оригинальность. Многие факты и доводы, приведенные ниже, ранее отмечались и высказывались. Моя задача состоит в том, чтобы связать их логической цепью (если такая имеется), объяснить ранее происходившее и хоть чуть-чуть заглянуть в будущее.
Я не буду здесь касаться политики и морали. Они связаны с экономикой, могут тормозить или ускорять ее развитие, но вопрос и так слишком объемный, чтобы отвлекаться в смежные сферы.
1. ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Если мы вернемся на 10 лет назад, то увидим, что Россия тогда была в таком жесточайшем кризисе, что нынешний покажется детской шалостью. Производство в стране упало вдвое. Ну, ладно, нам не жаль производства вооружений, их на хлеб не намажешь, но ВПК остался без работы. Не жаль плохого ширпотреба, не находящего спроса за пределами страны. Но и производство нефти тоже упало на 40 %. Я уже не говорю о самолетах, кораблях и локомотивах, которые, хоть и не блистали комфортом, но до сих пор летают, плавают и бегают.
Денег в стране не было никаких. Были десятки миллиардов долларов долгов западным кредиторам. Между тем, всю нашу промышленность биржа оценивала в $ 50 млрд., в прошлом году одна Роснефть стоила вдвое больше. Население было нищим. Среднемесячная зарплата в $100 только что не давала умереть с голоду, но и ее платили нерегулярно. Не было высокой безработицы, но была беззарплатица. На распродаже государственного добра слегка (по мировым меркам) нажились мошенники и спекулянты, но и они немедленно прятали свои серебренники за границей, подчеркнуто не желая вкладывать их в стране. Именно тогда распространилось повальное воровство, крупные компании уклонялись от уплаты налогов, а народ тащил все, что можно продать и выручить хоть какие-то деньги.
2. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДЕНЬГИ
Занимать деньги тогда было уже не у кого. Их нужно было изыскать либо внутри страны, либо за ее пределами. Нам настойчиво советовали привлекать в страну иностранные (читай – западные) инвестиции, которые вроде бы должны создать новые рабочие места, принести в страну передовые технологии и вообще сотворить процветание. И первые годы наше правительство сильно на них надеялось, зазывало к нам бизнесменов и клялось им в вечной любви и дружбе. Не сильно изменилась его позиция и сейчас.
Тут нужно сказать, что ни одна страна нынче не может обойтись без иностранных инвестиций, потому что в мире нарастает глубокая специализация. Глупо и бессмысленно пытаться обеспечить себя всем необходимым, от огурцов до самолетов просто потому, что где-то их уже умеют делать лучше или дешевле. Но если страна бедна, то ее продукция не конкурентна, и ей нечего продавать на рынке, кроме природных ресурсов и рабочей силы. Такова и была главная схема: ваши деньги в обмен на наши ресурсы.
Схема эта, прямо скажем, бедным странам ничего хорошего не принесла, но лучше всего ее последствия видны на примере Мексики.
Лет 30-35 назад были открыты в Мексике богатые запасы нефти, которые в начале 80-х достигли 7,8 млрд. т. Вот тут-то и хлынули в страну иностранные инвестиции, да на льготных условиях, да с разделом продукции. Сейчас от этих запасов осталось 2,2 млрд.т. Добыча и в последние годы шла рекордными темпами, отбирали 8-10 % запасов ежегодно. А вот денег в стране от этих «инвестиций» больше не стало.
В 1996 г. разразился в Мексике финансовый кризис. В результате отсутствия средств в бюджете пришлось девальвировать свою валюту сразу на 40 %, что усугубило бедность населения. Есть, правда, в Мексике сборочные производства иностранных компаний, есть сельское хозяйство, производство простых потребительских товаров, но все равно мексиканцы тысячами бегут из страны в поисках заработка.
То же начиналось и в России. Сначала СИДАНКО, потом половина компании ТНК были куплены за бесценок, и уже через 4-5 лет окупились впятеро. Еще раньше пошли с молотка сахалинские проекты. Примерно по таким же ценам готовили к продаже ЮКОС, но тут до нашего государства, наконец, дошло, что его обманывают на мякине, и распродажам был положен конец. Может быть, чересчур решительно.
С другой стороны, давайте подумаем: где нам выгодны иностранные инвестиции? Ну, допустим, очаруем мы мировой бизнес, принесет он нам мешок свеженапечатанных денег и станет ХОРОШИМ владельцем заводов, газет, пароходов...Прибыль-то уйдет за бугор, к хозяину. И классных специалистов он привезет своих. И комплектующие изделия будет делать там, где ему выгодно, а это часто тоже за границей. Норма прибыли в мире 15-20 %, вычтем налоги и реинвестиции – все равно 10 % ВВП страны будет уплывать, и на эти проценты Россия ВСЕГДА будет беднее.
Это бы ничего, если б наши капиталы тоже гуляли за границей, зарабатывали там прибыль и везли ее в Россию. На таком взаимопроникновении и строится мировая экономика. Но за это придется еще сильно побороться, во-первых, потому, что денег в стране еще мало, во-вторых, конкуренция в этом деле сильная, а мы в рыночной экономике еще не мастера, в лучшем случае, ученики, причем не слишком прилежные.
Выгодны нам иностранные инвестиции там, где мы сильно отстали. Лучше иметь дома завод Тойоты, чем импортировать готовые автомобили. К тому же создается в стране конкурентная среда, в которой и наши предприятия вынуждены шустрей крутиться, а иначе ничто их не спасет от банкротства. Выгодно заполучить к нам флагманов хороших технологий и организации работ, чтобы на них оглядывались наши кадры. Есть такие предприятия в нефтяной отрасли. Не очень-то они с нами делятся, но и не в вакууме работают, новости о соседе быстро по умам расходятся.
Очень скоро стало ясно, что на массированные иностранные инвестиции России рассчитывать не приходится, да и не нужно, поэтому деньги пришлось изыскать из двух внутренних источников: природная рента и теневой сектор экономики. И эти действия были единственно правильными. Китаю, с его ограниченными природными ресурсами, пришлось для накопления первичных денег распродать по дешевке свою рабочую силу, другого пути у него просто не было. Это оказалось эффективным, но все же большая часть его населения до сих пор остается весьма и весьма бедной.
Снижение налогов на физических лиц и предприятия сильно сократило теневой сектор, хотя полностью его и не уничтожило. Но свою задачу оно выполнило: поступления в бюджет выросли в разы, а остальное добавила природная рента.
Сначала налогообложение добычи и экспорта нефти, газа и других ресурсов было вполне на среднемировом уровне. Но тут России, прямо скажем, повезло. Именно в этот момент в мире возник дефицит нефтяных запасов, а конфликты на Ближнем Востоке его усугубили. Сверхприбыль нефтяных компаний изымалась твердой рукой и часть ее (что я тоже считаю правильным) складировалась в резервных фондах.
Было много предложений не загонять свалившиеся на нас деньги в кубышку, а инвестировать в собственную экономику. Но государство редко становится эффективным инвестором, потому что его чиновники мало заинтересованы в прибыли и не отвечают своим капиталом за плохой результат. Государству удобнее снижать налоги и предоставлять льготы там, где оно хочет поднять производство. Этот механизм у нас сейчас мало используется, но, думаю, все еще впереди.
Есть еще одно обстоятельство, которое затрудняет инвестирование в России. У нас еще не сложился устойчивый деловой климат. Сотни директоров (я не преувеличиваю) управляют своими предприятиями, не имея даже представления об основах экономики. Лишь в крупных компаниях и в последние годы появились серьезные инвестиционные проекты с оценкой возможных рисков, а всего лишь пять лет назад даже государственные целевые программы разрабатывались на уровне благих пожеланий. В этой сфере нам еще предстоит много учиться, а до тех пор вливать в экономику серьезные бюджетные деньги было бы опрометчиво. К тому же в стране только закончился период первоначального накопления капитала, оставив нам в наследство три хронические болезни.
3. ТРИ ЯЗВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ,
Бюрократизм, монополизм, коррупция – все их хорошо знают. Во всех странах мира с ними борются, и в развитых странах уже выработаны полезные рецепты. Самым зловредным для экономики, на мой взгляд, является бюрократизм (а вот для морали, наоборот, коррупция). Чиновник-взяточник все же продвигает дело, хотя и с пользой для своего кармана. Чиновник-бюрократ работает ТОЛЬКО на себя, на свой покой и благополучие. Его «производительность» - величина отрицательная, он только отвлекает от дела других людей. Напомню, что подъем экономики в Японии начался с того, что борьба с бюрократизмом была возведена в ранг государственной политики. Не вижу пока в России ничего подобного.
Но, коль скоро сейчас многие копья ломаются на проблеме коррупции, мы на ней подробно и остановимся. На мой взгляд, это явление имеет под собой три главных причины:
- сложившиеся исторические традиции,
- относительно низкий уровень доходов населения,
- отсутствие развитой демократии и сильных оппозиционных партий.
В мире есть страны, в которых никогда не было громоздкой и бюрократизированной системы власти. Это можно сказать про Швейцарию, Норвегию, Чехию, есть, разумеется, и другие. Не было в них избыточного богатства, доходов от колоний, огромной пропасти между богатыми и бедными. Потому и практика взяткодательства в этих странах невелика, во всяком случае, в коррупционных рейтингах они стабильно занимают места в конце списка.
В России же традиции взяточничества исчисляются веками, еще с Петра I. Правда, в советское время они ушли в тень, но совсем не исчезли, просто у людей было мало свободных денег, и взятку заменили блатом. Но при первом же росте доходов коррупция расцвела с новой силой. Впрочем, причина эта совсем не главная.
До тех пор, пока оклад инспектора ГАИ составляет $350, никакими строгими мерами невозможно заставить его не брать взяток. Нужно, чтобы он зарабатывал хотя бы впятеро больше, а еще лучше – раз в 7-8. То же касается мелких чиновников, врачей, преподавателей и низкооплачиваемых специалистов промышленных компаний. Это как раз та массовая коррупция, которую невозможно уничтожить без существенного роста доходов населения.
Иное дело, когда коррупция проникает в средние и верхние эшелоны управления, которые от бедности не страдают. Это – следствие несовершенства политической системы . Будь сейчас в России сильная оппозиционная партия со своей прессой, финансами и многочисленными сторонниками, ее победа на выборах была бы обеспечена только за счет разоблачения фактов коррупции в государственных органах. Достаточно ей было бы пообещать ввести смертную казнь с конфискацией за взяточничество в крупных размерах, и народ от всей души проголосовал бы за нее на выборах. Не думаю, что это враз помогло бы справиться с коррупцией, но в какой-то степени все же ее бы ограничило.
Но не будет у нас сильных оппозиционных партий, пока мала численность среднего класса. Тут мы опять возвращаемся к росту благосостояния людей, только тогда у нас будет достаточно просвещенных избирателей, мало зависящих от начальства и превратностей судьбы. Круг замкнулся. Это означает, что рассчитывать в ближайшие годы на крупные успехи в борьбе с коррупцией нам не приходится.
Следует ли из этого, что надо эту борьбу вообще прекратить, и ждать, когда болячка сама пройдет? Ни в коем случае. Если крепость нельзя взять штурмом, будем брать длительной осадой. Нельзя допустить, чтобы взяточничество, даже мелкое, стало нормой. Вот давайте и посмотрим, какими средствами для этого мы располагаем.
Время от времени силовые структуры хватают нечистых на руку чиновников, их судят и сажают на длительные сроки. Не мешало бы это количество увеличить. Но поражает меня, насколько мало пишут об этих процессах СМИ. Понятно, нельзя клеймить до суда, но что же мешает сделать это после него? Каждому такому случаю нужно посвящать, по меньшей мере, объемный очерк.
Представьте: человек осужден, отбывает свое, а его родственники, приятели, подельники и просто знакомые читают все до мелких деталей: за что брал, сколько судом доказано, а сколько не доказано, что куплено на взятки и какие вообще были доходы…Пусть почитают и те, кто еще под суд не попал, им тоже полезно.
Наказание презрением, на мой взгляд, не слабее тюрьмы, и для него есть пока в стране все условия. Конечно, будут попытки не допустить к материалам дела. Даже честный руководитель взяточника не склонен выносить сор из избы, но тогда он бросает тень на собственную репутацию.
Нужно жестко следить за расходами государственных компаний, это крупнейший источник коррупции в производстве. Пусть сокращают расходы, внедряют открытые процедуры тендеров. Тут, к слову, многое зависит от их руководителей. Например, Роснефть не заметна в коррупционных скандалах, а ее эксплуатационные затраты на добычу 1 барреля нефти составляют $ 3,75. Это совсем ненамного больше, чем на благодатных месторождениях Ближнего Востока.
Неплохо работает система ликвидации взяткоемких должностей. Да, вместо инспекторов ГАИ будем устанавливать на дорогах телекамеры. Старые, весьма жесткие нормы строительства будем отменять, ликвидировать ненужные согласования и экспертизы. Всю ответственность за качество продукции возложим на производителя, а он пусть застрахует себя от профессиональной ошибки. В страховой фирме всегда найдется возможность привлечь нужного специалиста, а вот взятки брать ей ни к чему, да и не у кого.
Все эти меры в мире давно и хорошо работают, но в России пока встречают сопротивление. Велика инерция прошлых лет, приходится ломать ее приказом. Но ничего, капля камень точит.
Коррупция, конечно, зло, но не самое главное. Самое главное зло у нас – бедность. Справимся с ней, тогда и с остальными болячками будет проще разделаться.
4. КАК ВЫЙТИ ИЗ БЕДНОСТИ
Рецепт тут один, и он весьма простой – нужно наращивать производство, повышать производительность труда. Правда, он распадается на огромное множество других вопросов: приходится искать инвестиции, совершенствовать технологии, сокращать бюрократию, создавать новые рабочие места и пр. и пр.
Нужно сказать, что в предыдущие годы реальные доходы населения РФ росли семимильными шагами, на 10-20 % в год. Даже в первом полугодии текущего года номинальные доходы выросли на 12 %, что несколько превышает инфляцию. Сейчас, однако, они начали снижаться; это нормальная коррекция к прошедшему слишком бурному росту, потому что рост зарплаты у нас обогнал рост производительности труда.
Но в России эта проблема усугубляется еще и огромной разницей между доходами богатых и бедных. Мы пока не решаемся вводить прогрессивные налоги на высокие доходы, поэтому вынуждены зарплаты бюджетников, пособия и дотации в пенсионный фонд платить, по сути, из той же природной ренты, нефтегазовых доходов. Почти половина бюджета в этом году уйдет на эти цели, одновременно на 20 % должны сократиться административные расходы, а вот дотации пенсионному фонду достигнут 1 трлн. руб.
Это весьма рискованно. Вон, в Латвии сначала подняли зарплаты бюджетникам, а теперь вынуждены в кризисе их сокращать. Благодарные граждане выражают свое одобрение метанием помидор в административные здания, правительство поменялось. Но у России запас прочности понадежнее, чем у Латвии, а дальше жить с нищенскими пенсиями было, конечно, уже невозможно.
Поэтому сейчас главная задача – изыскать другие источники поступлений в бюджет и тем самым снизить бюджетную нагрузку на добывающие отрасли. Уже есть проект увеличения отчислений в пенсионный фонд. Похоже, готовится повышение акцизов на алкоголь и табак, предметы роскоши. Все это правильно, важно только, чтобы эти процессы шли постепенно, по 3-5 % в год, не создавая покупательского ажиотажа. А года через 3-4 настанет и время перехода на прогрессивный подоходный налог.
Выделяя большие средства беднейшей части населения, мы рассчитываем, что это положительно скажется и на росте производства. Часть этих денег увеличит потребительский спрос, будет стимулировать производство товаров. Другая часть осядет в банках, а уже те будут искать, куда ее лучше инвестировать.
5. ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Если есть у руководства страны краткий стратегический план в области экономики, то вот каким он мне представляется.
Энергетика на ближайшие годы останется главным источником поступлений в бюджет. Нужно сказать, что в составе ВВП доля нефти и газа за последние годы снизилась примерно вдвое, у нас хороший рост в строительстве, торговле, сельском хозяйстве. Но в бюджете нефтяные доходы по-прежнему занимают добрую половину, потому и в перспективных планах предусмотрен дальнейший рост нефтедобычи.
Я считаю это ошибкой. Россия не так хорошо обеспечена доказанными запасами, в разведку мы сейчас вкладываем мало, нужно думать о будущем и не торопиться с распродажей ресурсов. Судя по всему,
наше правительство НЕ ВЕРИТ в дальнейший рост нефтяных цен и пытается сократить дефицит бюджета. Но если цены действительно упадут, то дальнейшее наращивание добычи тем более бессмысленно.
В газовой отрасли ситуация иная. У нас достаточно запасов, но проблема, как раз, с реализацией, поскольку на трубе сидит несчастная Украина, которой платить за газ по мировым ценам невероятно тяжело. Велик риск, что она будет продолжать шантажировать нас своим положением.
Поэтому все силы направлены на диверсификацию сбыта. «Голубой поток» уже действует, но нужны и «Северный поток» и «Южный». Очень перспективно для сбыта дальневосточное направление. Можно было бы не торопиться с освоением Штокмановского и сахалинских месторождений (в Сибири запасов предостаточно), но в этих проектах для нас ценны две вещи: опыт работы на шельфе и новые рынки сбыта.
В машиностроении деятельность государства заметна в четырех отраслях. У нас неплохие позиции в производстве оборудования для ядерных и гидроэлектростанций, роль государства здесь просматривается в том, чтобы продвинуть нашу продукцию на экспорт, потому что внутренний рынок и так нами занят.
Иная ситуация в авиастроении и судостроении, там, наоборот, на внутреннем рынке уже доминируют иностранные производители. Но мы имеем хорошие традиции в этих отраслях, кроме того, в них всегда существует оборонный заказ. Поэтому созданы крупные государственные компании, которые при поддержке и кредитовании государственных структур должны создать продукцию, которая будет пользоваться спросом и на внутреннем, и на внешнем рынке. С интересом слежу за проектом гражданского самолета Сухого, пока (тьфу-тьфу, не сглазить бы) он развивается без осложнений.
А вот в автопроме получается пока неважно. Замысел властей понятен: для ВАЗа и КАМАЗа нашли известных европейских партнеров, мы ждем от них помощи в освоении новых образцов и готовы за это поделиться прибылью на нашем, весьма перспективном рынке автомобилей. Но что-то не ладится, результатов этого альянса пока не видно. Может быть, дело в том, что автопром сильней других отраслей пострадал в нынешнем кризисе, но больше похоже на то, что партнеры пока не могут найти взаимопонимания.
Есть еще целая группа машиностроительных отраслей (станкостроение, железнодорожное, химическое, нефтегазовое, сельскохозяйственное, пищевое и др.), которые пока отданы на откуп рынку и постепенно сдают свои позиции. Здесь создание крупных государственных компаний вряд ли эффективно, потому что нет даже небольшой доли гарантированного сбыта. Повышение же импортных пошлин ударит, в первую очередь, по потребителю. Думаю, для этих отраслей можно будет ставить вопрос о льготном налогообложении новой и экспортной продукции, но это дело непростое. Вот если в стране в целом улучшится инвестиционный климат, наладится механизм поддержки инноваций, то и этим отраслям станет заметно легче.
Не исключаю, что тут пригодится практика государственной поддержки отдельных предприятий или проектов. Помните, как развернулся МНТК «Микрохирургия глаза» Святослава Федорова? Но это были признанные в мире медицинские технологии, защищенные патентами, многократно подтвердившие свою эффективность. А на стадии расширения, тиражирования высокотехнологичного производства, вполне может подключиться государство, например, в виде гаранта полученных кредитов.
Прочие отрасли промышленности и торговлю государство специально поддерживать не намерено. В сельском хозяйстве введена система льготного кредитования, пробуем создавать запасы, чтобы снизить влияние сезонных факторов. Результаты хорошие. В остальном власть пока рассчитывает, что рынок сам все расставит по своим местам.
Рынок-то расставит, но, боюсь, российскому производителю на этом рынке достанется почетное место для торговли семечками. Поэтому уже сейчас нужно думать о том, чтобы поднимать на мировой уровень другие отрасли, создавать экспортную продукцию В НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ сферах. В промышленности это, на мой взгляд, химическое и нефтегазовое машиностроение, производство программных продуктов, а кроме того, есть еще образование, медицина, туризм, в которых экспортные возможности далеко не исчерпаны.
6. РЕЗЮМЕ
В силу изложенного мне весьма неприятно участившееся нынче массовое охаивание экономического положения России. Если это критика, то она, по меньшей мере, неконструктивна. Нельзя же считать конструктивом советы запасаться на зиму картошкой.
Нужно понимать, что развернутая в СМИ кампания мрачных прогнозов РЕАЛЬНО ВРЕДИТ нашей экономике. Сейчас в России есть все основания для дальнейшего роста: внешнеторговый баланс устойчиво положителен, рубль укрепляется, нефть дорожает, денег в стране достаточно, компании существенно сократили затраты. Больше всего нам сейчас МЕШАЕТ СТРАХ: люди опасаются тратить, а банки – финансировать производство. Потому я и счел необходимым написать эту статью.
У всех развивающихся стран, будь то Китай, Бразилия или Россия, путь один: учиться - шевелить извилинами – вкалывать до седьмого пота. И потом этот цикл повторять. Может быть, кто-то знает, как достичь процветания по щучьему велению? Тогда присоединяйтесь к нашему разговору, послушаем.
Александр Хуршудов, член-корр. МАНЭБ, эксперт Агентства нефтегазовой информации "Самотлор-экспресс"