Юрий Трутнев: Последствия глобального потепления для нашей страны, как и для всего мира, неоднозначны
- Юрий Петрович, ученые до сих пор спорят, есть глобальное потепление или нет его, а Россия уже приняла Климатическую доктрину. Не рано ли?
- Нет, не рано. Есть совершенно очевидные вещи. Данные климатических наблюдений показывают, что за последние 100 лет планета в целом потеплела на 0,75 градуса, Россия - почти на 1,3, а некоторые регионы еще больше. Например, Западная Сибирь потеплела на 1,5 градуса. В России этот процесс идет более динамично в силу ее континентального расположения.
Тренды по городам выглядят еще более убедительно: Санкт-Петербург, Казань - плюс 3 градуса, Якутск, Омск - плюс 4. Здесь нет никаких сомнений, нет разночтений в данных ученых, которые занимаются этой проблемой: глобальное потепление, несомненно, есть.
- Неизвестно только, в какой степени в этом виноват человек. А значит, титанические усилия по уменьшению выбросов могут оказаться бессмысленными.
- Абсолютно уверенно можно сказать только об одном, что существует и влияние на климат циклических колебаний температуры, и есть антропогенный фактор.
Сможем ли мы точно разделить эти два фактора и сказать: столько-то процентов приходится на один и столько - на другой? Очевидно, нет. Это и есть самая главная проблема, из-за которой споры в научном сообществе не утихают. Из 4 миллиардов лет жизни планеты Земля человечество живет около 180 тысяч лет. При этом наукой человечество занимается еще меньше - дай бог, если несколько столетий. Это абсолютно ничтожный срок по сравнению с существованием планеты. Судить о том, насколько велико антропогенное воздействие, мы просто еще слишком молоды.
Но есть важный показатель: содержание углекислого газа в атмосфере. На графике, показывающем изменения за 600 тысяч лет, четко видно, что в последний период содержание углекислого газа резко пошло вверх, оно сегодня в два раза выше всех исторических пиков. Есть обычные природные колебания, это к вопросу о многочисленных спорах, а есть тренд сегодняшний.
- Это и есть антропогенное воздействие?
- Боюсь, чем-то другим это объяснить невозможно. Потому что других таких всплесков нет. Можно точно сказать: человечество на состояние атмосферы, на содержание в ней углекислого газа повлияло, и весьма существенно. Это первое. Второе - все фотографии тающих шапок на горах, уменьшающихся площадей ледников тоже никто не придумал, эти фотографии существуют. Поэтому наиболее правильное отношение к процессам изменения климата уже сформулировал Дмитрий Анатольевич Медведев, сказав о том, что мы не знаем, в какой мере наши усилия по противодействию климатическому изменению могут быть эффективны, но мы знаем, что те инструменты, которые мы в ходе этой работы применяем, в целом направлены на уменьшение вредного воздействия на природу. В любом случае это нужно, это сделает планету более здоровой, а значит, и жизнь следующих поколений более гармоничной и долгой.
- Понятно: какая бы ни была причина, а климат меняется. К чему готовиться? И как? Что говорит Климатическая доктрина?
- Начнем с того, что и когда может произойти. Один из самых существенных рисков, связанных с глобальным потеплением, - повышение уровня Мирового океана. Повышение может быть большим, до 50 см уже в 2100 году. А может быть меньше - около 20-25 мм. В худшем случае проблемы могут начать возникать уже в районе 2050 года. А это не за горами.
Последствия глобального потепления для нашей страны, как и для всего мира, неоднозначны. Есть недостатки, есть и преимущества. К числу преимуществ мы смело можем отнести облегчение режимов судоходства, улучшение ледовой обстановки в арктических морях - появляется возможность транспортировки грузов, сокращения расхода энергии в отопительный период, улучшаются условия для созревания растений на ряде территорий страны, повышается продуктивность лесов и эффективность животноводства. И так далее.
В то же самое время возникают такие риски, как деградация вечной мерзлоты с ущербом для инфраструктуры северных регионов (трубопроводов, транспорта). Возникает угроза увеличения количества пожаров, в первую очередь лесных. Важнейшим фактором риска является общий рост экстремальных природных явлений - таких, как засухи, наводнения, снегопады, ураганы, тайфуны. У нас есть расчеты, которые совершенно точно говорят о том, что идет рост повторяемости и интенсивности опасных погодных явлений.
Далее. Очень существенными являются риски, связанные с геополитической напряженностью, вызванные процессами климатической миграции. Я имею в виду, что в некоторых странах людям будет плохо или вообще негде жить. Наконец, ученые считают вполне вероятным увеличение числа болезней и эпидемий, связанных с изменением климата.
- Что делать, скажем, с трубопроводами в вечной мерзлоте? Это задача далекого будущего или уже сегодня нужно что-то предпринимать, чтобы минимизировать риски?
- Уже есть локальные экосистемы, где из-за тех или иных ошибок произошло непоправимое. Например, началось заболачивание территорий, исчезают леса, появляются пустыни. Поэтому все негативные процессы лучше предупреждать. Бороться с ними после того, как они начались, значительно сложнее и дороже.
Климатическая доктрина является документом скорее констатирующим, описывающим риски, описывающим инструмент предупреждения и адаптации к климатическим изменениям. Это документ общего характера. В доктрине, в плане действий по ее реализации, даются поручения всем министерствам и ведомствам разработать в сфере их компетенции систему мер, предотвращающих ущерб от климатических изменений. Например, министерство энергетики, получив соответствующие прогнозы, должно посчитать, что нам надо сделать для того, чтобы наши трубопроводы не посыпались в зоне вечной мерзлоты и не нанесли непоправимого ущерба окружающей среде. В общем, этим уже занимаются. Уже начали прокладывать трубопроводы таким образом, чтобы они могли выдерживать существенные деформации. На Аляске это проходили. Надо изучать мировой опыт, создавать собственные технологии и надо по всем направлениям разрабатывать систему мер по адаптации. Такое поручение министерствам и ведомствам в Климатической доктрине сформулировано.
- Довольно распространена в обществе точка зрения, что на самом деле доля человека в изменении климата - исчезающе малая величина. И что всю эту историю придумали и раздули определенные корпорации, которым необходимо впарить нам свои технологии, свои продукты. И заставить нас плясать под их дудку. Вы такую точку зрения не разделяете?
- Вне зависимости от климата...
- Вне всякой зависимости от климата нам надо этим заниматься. И экономических рисков здесь нет никаких. У нас запас огромный. Мы - страна, которая может себе позволить достаточно уверенно заниматься и вопросами предотвращения климатических изменений, и модернизацией экономики в интересах развития страны.
- Ваша точка зрения по поводу альтернативной энергетики? Она у нас в каком-то видимом количестве присутствует или только под микроскопом? И какие у нее перспективы? Есть точка зрения, что она экономически не выгодна.
- Доля возобновляемых источников энергии сегодня весьма невысока. Стоит задача увеличения ее в пять раз к 2020 году. Что касается оценки перспективности, вопрос не ко мне. Вопрос скорее технологический. Пока это сложный процесс. Если взять ветровые генераторы, то, во-первых, это большие капитальные вложения, во-вторых, они не так уж экологически безвредны. Они, например, приводят к довольно существенным проблемам: вызывают изменения путей миграции и гнездовий птиц и вообще довольно серьезно влияют на окружающий мир, как это ни странно.
Что касается солнечных батарей, пока у нас они хрупки, громоздки, тоже достаточно дороги и могут применяться не во всех регионах. Если мы научимся получать с достаточно приличными экономическими показателями энергию из возобновляемых источников, то, наверное, мы победим. Пока, к сожалению, так не происходит. Пока получение энергии из газа и нефти намного эффективнее.
- Какие задачи стоят сегодня перед промышленностью с точки зрения экологизации производства? Уместно ли вообще говорить об экологии в условиях кризиса, когда все только и думают о том, как бы выжить?
- Прежде всего мы обязаны поменять все законодательство в области охраны окружающей среды, начав с изменения системы нормирования. Сейчас такие документы готовятся, и в апреле мы должны сдать их в правительство. Важно, что сегодня существующая система регулирования экологии в Российской Федерации неэффективна. Ее надо перестраивать.
Что касается своевременности такого реформирования, во-первых, я бы все-таки не драматизировал ситуацию. Я надеюсь, это уже проходящий экономический кризис, и хочу сказать, что с тем, как мы жили в 90-е годы, он вряд ли сопоставим. Тогда мы действительно говорили о выживании, а сейчас какое выживание?
Во-вторых, хочу сказать простую вещь: если мы хотим выходить из кризиса сильными, то нам надо модернизироваться. Модернизация без изменения отношений предприятий к экологии невозможна. Никто не занимается модернизацией ради экологии. Но если мы, например, делаем новые автомобили и двигатели, которые кушают меньше бензина и выбрасывают меньше газов в атмосферу, так для чего это делаем? Для экологии - да. Но прежде всего для экономики, потому что такой двигатель экономичнее. И такой двигатель будут лучше покупать. Это относится ко всему: к нашим самолетам, которые прожорливы до изумления, ко всей нашей экономике, которая расходует много нефти, много газа, много воды и много других природных ресурсов. Поэтому эти задачи абсолютно связаны.
- Вы представляли Россию на климатическом саммите в Копенгагене. "Зеленые" называет его совершенно провальным. А ваше мнение? Как выглядела там Россия? На ваш взгляд, как дальше должен развиваться переговорный процесс по климату?
- Я думаю, что Россия выглядела достаточно убедительно. Нам было что сказать и по поводу исполнения Киотского протокола, и по поводу возможных инициатив Российской Федерации на посткиотский период. Оценивая общие результаты копенгагенской конференции, вынужден присоединиться к довольно распространенному мнению, что ее результативность была достаточно невысокой. На мой взгляд, конференция была плохо подготовленной, плохо структурированной, и теми инструментами, которыми пытались достичь договоренностей, их достичь было нельзя.
К приезду глав государств позиции не были подготовлены никак. Попытка достичь консенсуса во всем этом мировом сообществе, на мой взгляд, была абсолютно бесперспективной. Понятно, что у развивающихся стран с минимальным количеством выбросов одни интересы. Они все говорили об одном: дайте нам денег на то или иное. Пытаться разработать соглашение, которое было бы обязательным для всех тех участников, которые съехались, на мой взгляд, абсолютно неразрешимая задача. Надо было создавать пул, о чем-то договариваться, а потом, как это было отработано на Киотском соглашении, просто просить остальных присоединиться к уже сформировавшейся конструкции. Когда собираются вместе страны с совершенно разными возможностями, совершенно разными взглядами, совершенно разными объемами выбросов, честно скажу, очень трудно было понять, о чем вообще мы все вместе говорим.
Надо менять алгоритм подготовки. Надо назначать переговорщиков и возлагать на них какую-то ответственность. Они должны иметь возможность координировать этот процесс, докладывать главе государства, потихоньку двигаться вперед к конструкции соглашений, которые потом руководители стран, президенты могут уже рассмотреть.
- А возможно, что после 2012 года Киотский протокол просто канет в Лету?
- Думаю, нет. На мой взгляд, копенгагенская встреча продемонстрировала, что мы в глобальной рамке еще ни о чем пока договариваться не умеем. Мы просто недоговоропригодны в такой большой рамке. Всему человечеству надо еще учиться друг друга слышать, понимать, думать не только о своих интересах. А думать и о том, что вместе хотим сделать, что после себя оставить. Я все-таки в целом оптимистично настроен, потому что, мне кажется, запас желания достичь договоренностей, во всяком случае у ведущих игроков, очень большой. И это хороший аргумент в пользу того, что когда-нибудь мы договоримся.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю