$60.64 -2.64%
$ 77.69
€ 91.21
               

КазНИГРИ: В случае катастрофы на Каспии западные нефтяные компании не понесут никакой ответственности

12 октября 2010/ 10:42
Алматы.  В случае катастрофы на Каспии нефтяные западные компании не несут никакой юридической и финансовой ответственности. Об этом заявил директор Казахстанского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (КазНИГРИ) Косан Таскинбаев, выступая в прошлую пятницу в рамках нефтегазовой конференции KIOGE в Алматы, передает Kazakhstan Today.
"Что особенно печально для казахстанцев, Каспийское море не имеет достаточной юридической международной защиты. Геологические ресурсы Каспийского моря не застрахованы. По нашим прикидкам, ускоренность возобновляемых биоресурсов в течение 50 лет составляет свыше $2 трлн, но они не подтверждены международными правовыми и арбитражными организациями. За потерю биоресурсов Каспийского моря нефтяные западные компании в настоящее время не несут никакой юридической и финансовой ответственности", - сообщил К. Таскинбаев.
Он напомнил, что авария на буровой платформе в акватории Мексиканского залива особенно остро поставила вопросы экологической безопасности при нефтедобыче на море. "Поскольку в акватории Северного Каспия разведываются и готовятся к разработке несколько месторождений нефти и газа и среди них уникальное Кашаганское месторождение... исключить вероятность аварийных выбросов нефти по причинам техногенного характера или из-за человеческого фактора нельзя", - подчеркнул директор КазНИГРИ.
"Поэтому необходимо разработать мероприятия по сведению к минимуму возможных последствий аварий, так как разлив нефти в акватории Северного Каспия при небольших глубинах моря может очень быстро привести к загрязнению донных и прибрежных осадков, что неминуемо уничтожит богатые рыбные ресурсы и погубит растительный и животный мир региона... В определенных частях моря произойдет затяжная гибель водной растительности, планктона, зоопланктона, бентоса, зообентоса, рыб, тюленей и птиц", - отметил К. Таскинбаев.
"Казахстанское побережье Северного Каспия очень чувствительно ко всем затрагивающим состояние окружающей среды воздействиям. На западе, у границы с Россией, расположены заповедные зоны, где запрещена любая производственная деятельность. На северо-восточном побережье разработка Тенгизского месторождения уже до предела осложнила экологическую ситуацию. То же самое отмечается в прибрежных зонах полуострова Бузачи и на Мангышлаке. Северная часть моря является мелководной и легкоуязвимой. Она является уникальной кормовой базой для нагула рыб, тюленей и других животных", - пояснил он.
"По существу, громадные природные резервуары, где сосредоточено 7 млрд тонн агрессивных углеводородов, являются природной пороховой емкостью, где пластовое давление достигает величины 800 - 1100 атмосфер, температура достигает 110 - 120 градусов (по Цельсию. - Прим. агентства), содержание сернистых газов составляет 25%", - уточнил К. Таскинбаев.
"Наш регион, к сожалению, в 80-х годах прошедшего столетия уже пережил одну катастрофу, связанную с аварией на скважине №37 на месторождении Тенгиз. Характер воздействия на природную среду возможных катастрофических нефтегазовых выбросов новых морских месторождений и их последствия будут идентичными катастрофическому нефтегазовому выбросу на скважине №37. Ликвидация будущих возможных катастрофических выбросов будет более тяжелой, чем тенгизских выбросов", - считает он.
Директор НИИ пояснил, что все морские месторождения Северного Каспия расположены преимущественно в мелководной зоне, где глубина моря не превышает 15 метров. "В связи с этим даже подъездные пути к местам катастрофических нефтегазовых выбросов представляют большую сложность. Возможно, придется в отдельных случаях рыть траншеи, каналы к месту аварии для прохода плавучих средств с техникой. Устье аварийной скважины будет представлять бушующий гейзер. Вода, смешиваясь с нефтью и газом, образует гремучий столб высотой до 300 метров, диаметром до 50 метров. Температура почвы у устья скважины достигает 450 градусов. Я видел своими глазами оплавленный песок, так называемый обсидиан, и температура воздуха в районе устья (скважины №37. - Прим. агентства) достигала 180 - 200 градусов", - напомнил он обстоятельства аварии на Тенгизе.
По его сведениям, "в результате аварии кипящая вода от устья скважины распространяется на многие километры и губительно влияет на биоресурсы моря. Вытекающая в море нефть и нефтяные пленки распространяются на несколько сот километров от места аварии, тяжелые остатки нефти осаждаются на морское дно". "И надо особенно подчеркнуть, что в условиях мелководья при ветровом течении нефть и газ смешиваются с морской водой, усиливая токсичность всей толщи воды. Произойдет изменение химического состава воздуха и морской воды. Высокая температура, выходящая из недр земли, может служить естественным катализатором, ускоряющим все химические реакции, происходящие в морской среде", - проинформировал К. Таскинбаев.
Он уточнил, что в результате выбросов во время пожара на 37-й скважине "предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе превышала норму в 24 - 46 раз в зависимости от точки наблюдения... По данным медицинского обследования 1986 - 1987 годов, после аварии на тенгизской скважине резко возросла заболеваемость населения близлежащих поселков, а население поселков Саргамыс и Каратон пришлось переселить в Атырау и Кульсары".
По мнению директора КазНИГРИ, "для того чтобы своевременно обнаружить предвестник возникновение катастрофических нарушений земной коры, необходимы: непрерывные сейсмические наблюдения с системами постоянных скважинных телеметрических исследований, сейсмические просвечивания в районах аномального развития сейсмодеформационных процессов, повторные высокоточные геофизические наблюдения, геохимический мониторинг".
"Помимо строительства северо-каспийской базы экологического реагирования, необходима организация межгосударственной базы прикаспийских стран по борьбе с катастрофическими нефтегазовыми выбросами в акватории Каспийского моря, с центром в городе Астрахани или Баку", - считает К. Таскинбаев.
Кроме того, по словам директора НИИ, ученые предлагают в районе бурения скважин иметь на случай аварии "подвижную систему шлюзов, которые могли бы быстро развертываться вокруг аварийного объекта, практически полностью изолируя часть акватории". "Мы предлагаем полые плоские конструкции, которые в сложенном виде транспортируются к месту аварии, быстро разворачиваются, заполняются водой и полностью изолируют участок загрязнения от дна моря и до поверхности воды. Излившуюся нефть можно было бы откачивать по заранее собранному трубопроводу на сушу", - пояснил он.
Просмотров 923
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году

25.12.2025 Петров Сергей Сеигенвич

Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес

11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами

23.12.2025 Смирнов Николай Иванович 55 лет

Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г


^