Следствие по делу об аварии Ту-154 отвергло версию о плохом топливе
Как стало известно "Ъ", версия о том, что причиной субботней катастрофы Ту-154М "Авиалиний Дагестана" могло быть некачественное топливо, заправленное в баки машины во время ее стоянки в аэропорту Внуково, уже отвергнута следствием. Во всяком случае вчера следователь Московского межрегионального транспортного управления СКП, опечатавший сразу после катастрофы резервуар с керосином, из которого заправлялся Ту-154М, разрешил администрации аэропорта заправлять из него другие самолеты. Ространснадзор тем временем заявил о начале масштабной проверки "Авиалиний Дагестана" и всего парка самолетов Ту-154 других компаний.
Версия о некачественном топливе, залитом в баки лайнера во время его стоянки в московском аэропорту Внуково, рассматривалась сотрудниками СКП с самого начала расследования. Как рассказали "Ъ" в аэропорту Внуково, через несколько часов после аварии Ту-154 на аэропортовский склад ГСМ приехал следователь для проведения экспертизы керосина из подземного резервуара, который использовался в субботу для заправки вылетающих в этот день бортов. Пробу топлива взяли представители лицензированной для проведения подобных исследований организации — топливной лаборатории ГосНИИ гражданской авиации, после чего сотрудник СКП запечатал горловину резервуара, запретив его использование для дальнейших заправок. Поскольку блокировка огромного резервуара с топливом создавала серьезные проблемы экономического характера для аэропорта, его администрация попросила следствие не затягивать с решением, что и было сделано.
Вчера вечером, как сообщила "Ъ" официальный представитель аэропорта Елена Крылова, во Внуково пришел факс из транспортного управления СКП, в котором следователь разрешил открыть емкость и использовать ее для заправки других самолетов. В ближайшие дни, по словам госпожи Крыловой, аэропорту должны передать официальное заключение о том, что "топливные" подозрения сняты.
"Мы в общем-то и не сомневались в качестве топлива,— отметила Елена Крылова.— Ведь в субботу из этого резервуара топливо получили 17 автомобилей-топливозаправщиков, обслуживших около 50 самолетов. Например, из той же машины, которая заправляла дагестанский борт, взявший 16 тонн горючего, 14 тонн топлива получил Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр", который в тот же день вылетал в Сургут. Ни у одного из этих бортов проблем в полете не возникло".
Между тем весь вчерашний день "топливную" версию активно разрабатывали сами летчики разбившейся "тушки". Например, второй пилот Магомед Шамалов рассказал Life News, что, по его мнению, авария произошла из-за того, что сотрудники аэропорта "забыли залить "Арктик" — что-то вроде автомобильной незамерзайки" в топливную систему двигателей. Поэтому они якобы "один за другим вышли из строя".
Комментируя это заявление, во Внуково отметили, что, если бы в проданный дагестанскому экипажу керосин были залиты жидкости российского производства типа "Арктика-200" или "Арктика ДГ", предназначенные для противообледенительной обработки наружных поверхностей самолета, он мог бы и вовсе не взлететь.
"Перед тем как попасть в автомобиль-топливозаправщик, керосин смешивается с так называемой противоводокристаллизационной жидкостью (ПВКЖ) марки "И-М",— объяснили "Ъ" во Внуково.— Причем делает это не человек, а автоматика топливораздаточной станции, которая сама подает в топливо ПВКЖ при понижении температуры ниже 0°C и точно дозирует его концентрацию в пределах 0,1-0,15%. Так что забыть про добавку, недолить ее или украсть заправщик просто физически не сможет".
Опрошенные "Ъ" пилоты, летавшие и летающие на "тушках", утверждают, что проблема заледенения топлива в полете действительно была актуальна лет 20 тому назад. "В любом, даже самом чистом авиационном керосине обязательно присутствует небольшое количество воды,— объяснил "Ъ" один из специалистов.— Замерзая в полете, эта вода образует кристаллы, которые забивают топливные фильтры двигателя. В итоге на табло загорается лампа "фильтр засорен", экипажу приходится промывать их принудительным потоком ПВКЖ, а чаще — искать место для вынужденной посадки".
Однако, по словам тех же специалистов, после того как "тушки" были оснащены новыми двигателями Д-30КУ-154, штатно установленными на всех 154 модификации "М", проблема заледенения топлива потеряла актуальность. Дело в том, что конструкция нового двигателя предусматривает прохождение керосина через так называемый топливно-масляный теплообменник, в котором одновременно охлаждается нагретое двигательное масло и подогревается холодное топливо. Пройдя через этот теплообменник, кристаллы льда обязательно растопятся. Во всяком случае о каких-то инцидентах, происшедших с Ту-154М и связанных с заледенением его топлива, опрошенные "Ъ" пилоты не знают.
Что происходило в кабине Ту-154М "Авиалиний Дагестана", пока точно неизвестно. Во всяком случае до вечера вчерашнего дня работавшие на месте катастрофы эксперты так и не смогли найти речевой самописец самолета, на котором они надеются обнаружить запись переговоров летчиков с диспетчером и между собой, которая поможет разобраться в обстоятельствах катастрофы.
Между тем общее направление, в котором будет проводиться дальнейшее расследование, уже было определено. Как сообщили вчера официальные представители Ространснадзора, после аварии в Домодедово это ведомство собирается провести масштабную внеплановую проверку организации летной работы в "Авиалиниях Дагестана", а также технического состояния всего авиапарка компании. Кроме того, Ространснадзор пообещал проверить все эксплуатируемые в России "воздушные суда типа Ту-154". "Результаты проверок будут направлены в транспортную прокуратуру",— заявили в Ространснадзоре.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю