$90.10 -0.39%
$ 93.59 +0.15
€ 99.79 +0.06
               

Александр Белецкий: Одна из главных задач проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" - развитие транспортной инфраструктуры

Кира Санникова
22 апреля 2011/ 14:52
Екатеринбург. В 2005 году в России был запущен крупнейший проект "Урал Промышленный - Урал Полярный". О его значимости и масштабности неоднакратно высказывались первые лица российского государства. Подчеркивалось, что проект предполагает создание единой инфраструктуры для дальнейшего развития северных территорий, диверсификации их экономики, завершения формирования транспортной системы России. На какой же стадии находится реализация проекта и когда регионы - участники начнут получать ощутимый экономический эффект от его запуска? Об этом Агентство нефтегазовой информации "Самотлор-экспресс" поинтересовалось у генерального директора ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» Александра Белецкого.  

- Александр Самвелович, с момента запуска проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" на разных площадках представители власти говорят о его востребованности и значимости для страны. Расскажите, в чем же все-таки привлекательность УП-УП для России и, в частности, для Ямала, Югры и Тюменской области, которые являются основными инвесторами проекта?
- Проект комплексный, он включает строительство инфраструктуры в сфере транспорта и электроэнергетики, формирование инновационных производств на местной сырьевой базе. Самое важное – это создание транспортной инфраструктуры на территории, где её нет. Ведь сегодня Ямал существует по старинке: северный завоз, отсутствие дорог... Насколько поднимется уровень жизни, изменится демографическая ситуация в Югре и на Ямале, если провести туда дороги, которые будут работать круглый год? Инфраструктура - это едва ли не основной аргумент для привлечения на территорию инвесторов. Как можно привлечь инвестора в чистое поле? Если в регионе есть газ, нефть, дороги, электричество - на такой площадке можно осуществить любой проект.
Нам нужно изменить горизонты планирования - думать не просто об окупаемости самого проекта, но и о том, какой синергетический эффект даст строительство дороги. Такие проекты окружного масштаба позволяют менять угол зрения: когда ты глава муниципального района, это одно мировоззрение, региона - другое. Видение уровня федерального округа позволяет сделать процессы более осмысленными, в том числе процессы кооперации, которые позволяют получить наибольший экономический эффект.

- Проект «УП-УП» был запущен в 2005 году. Не могли бы Вы оценить масштабы его реализации, что на сегодняшний день уже сделано, какие инфраструктурные объекты запущены? Все ли делается согласно намеченным срокам?
- Главное – совместно с Министерством транспорта России, Газпромом, РЖД, администрацией Ямала мы сформировали концепцию и приступили к формированию магистрали Северный широтный ход длиной 707 км, которая пройдет по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В дальнейшем планируется состыковать ее через порт Сабетта на территории полуострова Ямал с Северным морским путем. Это значительно повысит эффективность перевозок углеводородного сырья, сформирует новые рабочие места, даст новый импульс развитию не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и всех территорий Уральского федерального округа. В конце апреля мы начинаем строительство первого объекта Северного широтного хода – мостового перехода через реку Надым.
Возведением железнодорожной инфраструктуры наша деятельность не ограничивается. В марте 2010 г. Корпорация, наряду с компанией "Транснефть" приняла участие в Соглашении, инициированном и подписанном полпредом по УрФО Николаем Винниченко, губернаторами Тюменской области, ЯНАО и ХМАО. Согласно этому документу, мы возводим объекты капитального строительства - объекты внешнего электроснабжения для нефтепровода, а именно - ряд высоковольтных линий и две подстанции, пожарное депо на 6 машин в районе Нижневартовска, порядка 6 тысяч квадратных метров жилья для сотрудников нефтепровода "Пур-Пе - Самотлор" в городах Ноябрьск, Губкинский, Нижневартовск. Объекты будут сданы до конца 2011 года.
Также Корпорация участвует в возведении 8-ми электростанций на территориях ЯНАО и ХМАО. Две из них, как вы знаете, сданы в прошлом году - небольшая Харповская электростанция на 12 мегаватт и крупная Ноябрьская станция на 124 мегаватта. Возведение еще одной электростанции - "Полярной" - уже начато в Салехарде. На всех остальных объектах также выполнены подготовительные работы, проведены согласования с сетевиками, найдены инвесторы.
Достаточно успешно реализуется геологический блок нашего проекта. Напомню, что освоение Лекын - Тальбейского медно-молибденового месторождения и хромовых объектов Южного и Юго-Западного рудных полей, расположенных на территории ЯНАО, а так же Северо-Сосьвинского участка недр, перспективного на выявление медно-цинковых руд расположенного в ХМАО, осуществляется за счет привлечения частных инвестиций. Завершаются работы первого этапа, связанные с разведкой Войшорского месторождения баритов, которые финансируются за счет средств Корпорации. Таким образом, прямые инвестиции, направленные на освоение ресурсного потенциала Полярного и Приполярного Урала, уже сегодня исчисляются суммами в сотни миллионов рублей. Занимаясь геологоразведочными работами и выполняя свои обязательства в рамках приобретенных лицензий, мы уже сегодня формируем инновационные проекты, связанные со строительством горнорудных предприятий, в основу которых заложен принцип комплексного использования разведанных запасов и полный цикл их переработки. Именно такими проектами являются проект «Оторьинский угольный кластер», который предусматривает создание энергетического комплекса на базе бурых углей Оторьинского месторождения, а так же проект «Буровые растворы Западной Сибири», в соответствии с которым планируется создания горного предприятия по производству буровых растворов на базе Войшорского месторождения баритов и Усть-Маньинского месторождения бентонитовых глин. Кроме того, в рамках реализации проекта «Полярный кварц», до конца года планируется ввести в эксплуатацию производственные мощности по выпуску концентратов особо чистого кварца.

- Вы недавно возглавили корпорацию "Урал Промышленный - Урал Полярный". Какие Вы ставите приоритеты при реализации проекта?
- Наша работа выстраивается в соответствии с ключевыми задачами по модернизации национальной экономики, которые поставил Президент России Дмитрий Медведев. Эти планы и направления их реализации, которые сформулированы в долгосрочных Стратегиях развития регионов Уральского федерального округа, достаточно амбициозны и предусматривают как минимум двукратный рост экономики Урала и Западной Сибири. Естественно - и это не секрет - что денежных средств, которые заложены в бюджет, недостаточно для их реализации. Между тем, все эти задачи необходимо реализовывать. Вывод один: Уральскому федеральному округу нужно привлекать значительный объем инвестиций, как иностранных, так и отечественных. Более того, привлечение инвестиций должно стать во главе угла не только для Уральского федерального округа, но и в целом для нашей страны.
Мы идем по этому пути. В частности, нами проведены успешные переговоры с клубом чешских банков, которые готовы открыть длинную кредитную линию в размере до полутора миллиардов евро. Корпорация также ведет переговоры с венгерским Экспортно-импортным банком об открытии кредитной линии для строительства электростанции "Полярная" в Салехарде. Предполагаемый объем инвестиций венгерского эксимбанка в этот объект составит 50 млн евро сроком на 10 лет с льготным периодом на 3 года.
Последние два-три месяца мы провели ряд дополнительных переговоров и с другими зарубежными партнерами. Есть несколько крупных инвесторов (например, Испанская строительная компания OHL-International и ее центральноевропейское подразделение), которые хотят участвовать в проекте. Но они должны не только вложить деньги, но и привезти сюда новые технологии, чтобы мы могли использовать все современные разработки и достижения, существующие в мире. Для нас это тем более важно, что, как я уже отметил, максимальное внимание нами уделяется не добыче сырья как таковой, а созданию высокотехнологичных инновационных предприятий.

- Какие еще компании сегодня уже привлечены к реализации «УП-УП»?
- Среди наших российских партнеров - Газпром, РЖД, Транснефть, ЧЭМК и целый ряд других не менее крупных структур. Кстати говоря, проект активно поддерживает и крупнейшее объединение российского бизнеса - Российский Союз промышленников и предпринимателей. Кроме того, мы завершаем технические переговоры с представителями Катара на предмет сотрудничества в сфере недропользования.
Немаловажно, что мы договорились с российским представительством международной инжиниринговой компании "WorleyParsons", представляющей интересы целого ряда крупных инвесторов в сфере энергетики, об участии в проекте «Оторьинский угольный кластер», предусматривающем возведение электростанции и перерабатывающего предприятия на базе эксплуатации Оторьинского месторождения бурых углей.
Одним словом, Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" входит в 2011 год на подъеме.

- В рамках проекта предполагается строительство разветвленной сети железнодорожного сообщения. Данная инфраструктура будет использоваться только для нужд «УП-УП» или поможет в реализации других проектов?
- Как уже было сказано, самое важное - это создание транспортной инфраструктуры на территории, где её нет. Инфраструктура - это едва ли не основной аргумент для привлечения на территорию инвесторов. Строительство дороги даст синергетический эффект, огромный импульс к развитию северных территорий. При этом, уже сегодня по ветке Надым - Салехард объем грузов, подтвержденных грузоотправителями составил более 20 миллионов тонн.

- Запуск такого мощного производства, как любого промышленного объекта, несомненно, повлияет на состояние окружающей среды. Предусмотрены ли в проекте передовые технологии, которые позволят минимизировать негативное воздействие на экологию?
- Несомненно. В прошлом году мы провели публичные экологические слушания по дороге Салехард – Надым, которая является значимой частью Северного широтного хода. Буквально в мае мы проведем открытые экологические слушания в Салехарде относительно возведения электростанции «Полярная».
По каждому из направлений нашей работы – будь то транспортная, энергетическая инфраструктура, или формирование новых промышленных производств, - имеется необходимая природоохранная документация. Простой пример – проектом возведения железной дороги Салехард – Надым предусматривается возведение 17 (!) специальных переходов на путях традиционных миграций северных оленей.

- Говоря о проекте «УП-УП», подчеркивается его высокотехнологичность. Готовы ли сегодня местные специалисты УрФО работать с таким оборудованием и технологиями? Не получится ли, что из 65 тысяч рабочих мест большую часть заполнят зарубежные кадры?
- Не получится. В Уральском федеральном округе существует эффективная система высшего образования. Выпускники Уральского федерального университета, Тюменского нефтегазового университета, Южноуральского государственного университета несомненно будут востребованы на наших объектах.
Мы видим проблему несколько в другом. К примеру, Оторьинский угольный кластер предполагает создание уникального для России угольного энергокластера по выработке тепло- и электроэнергии. Для обслуживания всего этого мощнейшего энергокомплекса будет создана сетевая компания. При этом миллиардные инвестиции, привлекаемые в развитие энергоинфраструктуры, предполагают максимальную эффективность использования новых объектов. Но ни для кого не секрет, что в ряде регионов уровень энергопотерь при транспортировке доходит до 20 процентов! То есть пятая часть сгенерированной мощности уходит, условно говоря, в воздух. Согласитесь, такое положение просто недопустимо.
Конечно, часть ресурса энергоэффективности заложена в технологических особенностях самого современного оборудования, которое будет применено на всех объектах. Но многое зависит и от подготовки квалифицированных кадров. Что греха таить, большую часть оборудования, как в генерации, так и в сетевом комплексе мы сегодня экспортируем. Для того, чтобы грамотно и с максимальным эффектом использовать новейшие технологии, нужны подготовленные профессионалы. Причем не только энергетики, но и сотрудники местных муниципалитетов, отвечающие за эту сферу.
Мы уже сегодня озадачились этой проблемой. Корпорация заключила соглашение о подготовке соответствующих специалистов по эффективному использованию оборудования в ведущих европейских компаниях. Причем будем отправлять на стажировку не только своих сотрудников. Сейчас рассматривается вопрос об обучении руководителей муниципалитетов. Большинство из них сейчас просто не имеет представления о современных технологиях энергосбережения. Отчасти эта технологическая безграмотность и является причиной тех огромных потерь, которые мы имеем сегодня. Мы хотим научить мэров бережно обращаться с энергией. Они должны иметь определенные навыки и понимать, что из себя представляют современные технологии энергосбережения.

- Насколько известно, в полную силу проект должен заработать в 2012 году. Не произойдет ли смещение по срокам? И через какой период времени «УП-УП» даст тот экономический эффект, который прогнозируется?
- Как Вы поняли, проект уже вошел в этап комплексной реализации. Уже в 2011 году мы начинаем строительство железной дороги, продолжаем возведение объектов энергетики, а также приступаем к работам по возведению комплекса инновационных производств на местной сырьевой базе.
Что касается экономического эффекта, региональные экономики ощутят его по мере запуска наших объектов, но не позднее 2015 года, когда мы планируем начать эксплуатацию Северного широтного хода.

- Спасибо, Александр Самвелович, за подробный рассказ о реализации проекта.
Просмотров 1359
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^