$84.90 -2.07%
$ 69.59 +0.25
€ 75.78 +0.37

Основная магистраль "Южного потока" пойдет не в Австрию, а на север Италии

Московские новости
14 декабря 2011/ 07:59
Как стало известно «Московским новостям», у газопровода «Южный поток», который Еврокомиссия считает угрозой планам по снижению энергозависимости от России, появился маршрут. Инициатор и главный участник проекта «Газпром» решил, что основная магистраль пойдет не в Австрию, которая активно лоббирует Nabucco, а на север Италии.
Источник, близкий к «Газпрому», рассказал «Московским новостям», что еще в сентябре после подписания в Сочи соглашения акционеров по строительству морского участка «Южного потока» российский концерн определился с маршрутом газопровода по территории Европы. Труба после выхода из Черного моря пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. Планируются газопроводы-отводы в Грецию, Хорватию и Республику Сербскую (входит в состав Боснии и Герцеговины).
Таким образом, «Газпром» отказался от варианта транспортировки крупных объемов газа в хаб в австрийском Баумгартене, а также от идеи строительства трубопровода через Грецию и Адриатическое море в южную часть Италии. Возможность замены Болгарии, несколько лет отчаянно тормозившей работы по «Южному потоку», на Румынию «Газпром» также исключил. И был в итоге вознагражден решением болгарского правительства присвоить российскому трубопроводу статус объекта национального значения.
Представитель «Газпрома» отказался комментировать принятое решение. Источник «МН» в компании утверждает, что Австрия может поучаствовать в проекте «Южного потока», но только как покупатель газа для своих нужд. Распределительный хаб, откуда российский газ из нового трубопровода будет расходиться по европейским потребителям, будет расположен в Италии.
«Газпром» долго и упорно сражался за то, чтобы разместить основной пункт сдачи газа в австрийском Баумгартене, который более развит как распределительный хаб и к тому же удобно расположен в центре Европы. Здесь находится крупное подземное хранилище и действующая площадка по краткосрочной торговле газом Central European Gas Hub (CEGH). Кроме того, сюда должны прийти основные объемы каспийского газа, поставляемого в обход России по «Южному газовому коридору», а именно по «любимому» газотранспортному проекту Еврокомиссии — Nabucco. То есть была возможность опередить прямого конкурента за рынки сбыта.
Австрия в лице главной нефтегазовой компании страны OMV стояла у истоков Nabucco и является ключевым участником этого проекта. Штаб-квартира консорциума, созданного австрийской, венгерской, румынской, болгарской и турецкой компаниями (позднее к ним присоединилась немецкая RWE), находится в Вене. В 2010 году после долгих уговоров Австрия последней из стран, предполагавшихся на роль транзитеров для «Южного потока», подписала с Россией межправительственное соглашение в обмен на ряд уступок в других сферах. «Газпром» и OMV создали паритетное совместное предприятие для проектирования и строительства австрийского участка трубы. Там нужно было провести трубу всего-то на 40 км от границы с Венгрией. С «Газпромом» было подписано соглашение о том, что российский концерн приобретет 50% подконтрольного OMV газового хаба CEGH.
Однако летом зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Еврокомиссия выставила неприемлемые поведенческие условия и тем самым фактически заблокировала сделку. В Брюсселе, очевидно, опасались за судьбу Nabucco, для которого пока не получается найти ресурсы газа. В итоге им удалось не допустить «Газпром» к австрийской торговой площадке, что в итоге сыграло решающую роль в определении маршрута «Южного потока».
В пресс-службе OMV «МН» заявили, что «Южный поток» является дополнительным маршрутом по доставке дополнительных объемов газа, в которых нуждается Европа. «OMV является партнером «Газпрома» в консорциуме по строительству австрийской секции «Южного потока» от австрийско-венгерской границы до Баумгартена», — сообщили в компании. На вопрос, знают ли в OMV о принятом «Газпромом» решении по маршруту газопровода, в пресс-службе ответили, что не могут прокомментировать эту информацию. Скорее всего официальное уведомление от российского концерна в Вену еще не поступило.
Атмосфера секретности, в которой «Газпром» принимал решение о маршруте «Южного потока», тоже связана с газовым конфликтом Москвы и Брюсселя. Как известно, в порыве поиска ресурсов для «Южного коридора» Еврокомиссия выбила у Совета ЕС мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией по строительству Транскаспийского газопровода — недостающего звена для подключения к Nabucco туркменских ресурсов. Одновременно комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер отказался заключить с Россией соглашение, которое бы позволило реализовать «Южный поток» без риска потерять контроль над транзитными мощностями, и пригрозил Москве неприятными последствиями, если Брюсселю будут мешать договариваться с Баку и Ашхабадом.
Угроза была исполнена — в офисах «дочек» и партнеров «Газпрома» в Восточной Европе и на Балканах ЕК провела масштабные обыски и выемки документов под предолгом антимонопольного расследования.
То есть фронт боевых действий сейчас пролегает как раз по маршруту «Южного потока», вероятно, поэтому его и не стали афишировать. Но от главной задачи — запустить первую нитку «Южного потока» в декабре 2015 года — «Газпром» не отказался.


Южный фронт
Для того чтобы доставить газ из России в Италию по новому маршруту, «Газпром» собирается построить два новых магистральных газопровода на российской территории от Единой системы газоснабжения до черноморского побережья в районе Анапы. Морской участок (по проекту четыре нитки) до Болгарии должен соорудить международный консорциум South Stream Transport AG в составе «Газпрома» (50%), итальянской Eni (20%), немецкой Wintershall (15%) и французской EdF (15%).Сухопутные участки в транзитных странах на территории проектируют совместные предприятия «Газпрома» с национальными компаниями — BEH в Болгарии, «Србиягаз» в Сербии, MFB в Венгрии. СП в Словении еще не создано. Стоимость морского участка определена в 10 млрд евро, сухопутного маршрута в Европе — 5,5 млрд евро.
Просмотров 667
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

30.01.2023
Ъ: Нефтекомпании жалуются на отказы РЖД в перевозках в восточном направлении

30.01.2023 Струков Александр 66лет

Больше санкций на Российские энергоносители, больше их достанется нашим потомкам. А то фугуем налево и направо природными богатствами, которые не возобновляются. Кто-то понимает это и старается сдерживать потоки нефти за "бугор", саботируя на РЖД. Правильно делают.

28.01.2023
G7 не против лимита цен в ЕС $100-110 на дизтопливо из России

29.01.2023 Сибиряк .

100 долларов хорошая цена за литр. Пусть берут.

25.01.2023
Цена газа в Европе находятся около $640 за 1 тыс. куб.м

26.01.2023 сигизмунд пукерман

а говорили что пропадут без нашего.Что сделать такое что бы в россии упала цена. Бабка за отопление в деревне по 3.5 т руб платит. А дровами топила на 2т в месяц

24.01.2023
Биржевые цены на дизель в России падают в преддверии эмбарго ЕС

24.01.2023 Георгий

Вы ,ты! Для кого эти комментарии
Только за последнюю неделю в Владивостоке цена на дизель на Альянсе поднялась на 30коп 1л 62,58р и это самый дешёвый

06.01.2023
Молдавия получила от США $30 млн на компенсацию за теплоэнергию

06.01.2023 Андреева Тамара

Отдавать чем будут? Виноградом)))

30.09.2020
Нефть на дне Байкала: что ждет озеро при добыче углеводородов

29.12.2022 рудковский артем алексеевич

так на дне байкала целое хранилище танков и машин всякой всячины

17.10.2022
Глава Башкирии пожелал миру самой холодной зимы в истории

25.12.2022 Прудников Игорь

Это он не со зла, должность обязывает! А дома с семьей он добрейший человек!

14.12.2022
Россия в ноябре увеличила нефтяной экспорт до максимума с апреля

23.12.2022 Вершинин Александр Николаевич, мне 73года

Целиком и полностью поддерживаю предложения Шкиль Николая Ивановича по пополнению бюджета страны,особенно п.п.3 и 4( возврат прогрессивного налога;урезание числа чиновников,в т.ч и Госдумы и урезание из зарплат)

19.12.2022
Александр Романихин: импортозамещение надо избавить от чиновников из агентств и фондов

21.12.2022 Леонид

При Юрие Дмитриевиче Маслюкове рост был прекрасный. Оставили бы его, сейчас Россия на ином уровне развития находилась бы.
Хорошо, что пишет информагентсво


^