$67.77 +0.00%
$ 78.42 -0.11
€ 92.74 +0.47
               

Проблемы с вагонами угрожают остановкой скважин и НПЗ

Коммерсант
17 мая 2012/ 08:02
Производство и экспортные поставки российских нефтяников могут резко снизиться из-за проблем на железной дороге. Продолжающиеся аварии цистерн заставили Ространснадзор ввести новые ограничения, которые радикально изменили логистические схемы обслуживания НПЗ. Ведомство и ОАО РЖД объясняют ограничения необходимостью обеспечить безопасность и не допустить новых катастроф. Нефтяники угрожают остановить добычу, если "критическая ситуация" не разрешится.
НК "Альянс" с 15 мая наполовину снизила загрузку Хабаровского НПЗ из-за невывоза готовой продукции по железной дороге. "Полная остановка предприятия из-за невозможности выгрузки мазута может произойти уже в ближайшие трое суток, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторными топливами",— сообщает президент "Альянса" Муса Бажаев в письме на имя и. о. министра энергетики Сергея Шматко (имеется в распоряжении "Ъ").
Об аналогичных проблемах президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину и и. о. министра транспорта Игорю Левитину пишет и исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан. Он называет ситуацию с транспортировкой сырой нефти по железной дороге "критической", отмечая, что отгрузка компании составляет менее половины от суточной нормы. "Компания будет вынуждена снизить добычу нефти и приступить к остановке скважин. Потери, в том числе и в результате непоступления налогов в бюджет, могут составить более $150 млн ежемесячно",— отметил Герман Хан, ссылаясь на то, что 11 мая адресатов письма просил разобраться в проблеме и вице-премьер Игорь Сечин.
"Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР и "Башнефть" подготовили и совместное письмо, в котором просят Игоря Левитина "до 1 августа продлить особые условия для перевозки темных и светлых нефтепродуктов в целях бесперебойного обеспечения конечных потребителей". Источники "Ъ" добавляют, что среди пострадавших и "Транснефть", которая уже на 130 тыс. тонн отстает от плана экспортных поставок. В компании подтверждают, что "столкнулись со сложной ситуацией на железнодорожном участке ВСТО".
Причина проблем — предписания Ространснадзора. В апреле, после очередных крушений цистерн (см. справку на стр. 11), ведомство стало разбираться в причинах инцидента.
Но если до этого причиной называлось плохое качество вагонов и их литых деталей, выпущенных украинским "Азовмашем" и мордовским "Рузхиммашем", то на этот раз ведомство нашло другое объяснение: сходы произошли якобы из-за того, что в цистернах для светлых нефтепродуктов возили темные нефтепродукты, которые тяжелее и имеют большую нагрузку на тележку вагонов. По сути, цистерны под разные нефтепродукты ничем не отличаются, говорит источник "Ъ" в одной из железнодорожных компаний, и любые "бочки" последние пять лет использовали под оба типа грузов и сырую нефть. Но еще в апреле Ространснадзор предписал ОАО РЖД не допускать загрузки не того груза в цистерны.
На рынке поняли, что это грозит сбоями в логистике НПЗ и российской нефтяной отрасли в целом. В апреле Росжелдор согласился продлить возможность использования любых цистерн для перевозки грузов до 15 мая. В первую очередь это сделано в интересах "Транснефти", которая ежемесячно перевозит более 1 млн тонн нефти железнодорожным транспортом в рамках ВСТО, однако затем разрешения получили и остальные участники рынка. Но в начале мая произошел новый сход вагонов, и Ространснадзор велел ОАО РЖД вернуть полный запрет. В итоге из транспортных схем было изъято около 60 тыс. цистерн. В ОАО РЖД говорят, что намерены следовать предписанию. Неофициально в монополии объясняют, что ее топ-менеджеры не готовы брать на себя ответственность за отмену решений, которые могут привести к гибели людей, если сход вагонов произойдет в момент прохода рядом пассажирского состава.
Частные операторы вагонов говорят о глобальных изменениях на рынке. "Первая грузовая компания экстренно перебрасывает тысячи цистерн с северо-запада на Красноярскую дорогу. Таких движений никогда не было",— говорит собеседник "Ъ", утверждая, что нефтяники готовы переплачивать за перевозку только для того, чтобы не останавливать заводы. Член совета директоров "Нефтетранссервиса" Алексей Лихтенфельд считает, что предписание Ространснадзора необходимо отменить. "Иначе невывоз темных нефтепродуктов составит до 50 млн тонн за год",— говорит он. Вместо ограничений по типу груза надо вводить ограничения по его плотности, так как есть легкая нефть, а есть тяжелая, поясняет топ-менеджер, а также доработать систему контрольных мероприятий, чтобы не допускать перегрузов.
В Минтрансе создали "рабочую группу с участием заинтересованных сторон по поиску технического решения безопасной перевозки нефти". В Минэнерго ситуацию не комментируют, но источник "Ъ" в министерстве говорит, что "под угрозой остановки находятся почти все крупные НПЗ, ввод в строй каждого может обойтись в $200 млн". Собеседники "Ъ" в отрасли считают, что проблемы с отгрузкой либо уже есть, либо начнутся в ближайшее время помимо Хабаровского НПЗ на уфимской группе заводов "Башнефти", Комсомольском и Ангарском НПЗ "Роснефти", Московском НПЗ "Газпром нефти". Снижаются ли объемы переработки, в самих компаниях не уточняют.
Источники "Ъ" в Минэнерго уверены, что "другого выхода, кроме как отодвинуть распоряжение на некоторый срок, нет, переговоры с Минтрансом проводятся". Но полностью решить проблему можно только путем масштабного строительства трубопроводов. "В последние годы вектор был направлен на экспортные трубопроводы, в то время как Хабаровский НПЗ, например, оставался не подключенным к системе и напрямую зависимым от железной дороги",— говорит собеседник. Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров уверен, что сроки запрета на отгрузку сдвинут — "иначе это будет просто нонсенс, грозящий масштабными проблемами в нефтяной отрасли".
Просмотров 977
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

05.05.2025 nik

Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.


^