$90.02 -0.09%
$ 94.32 +0.25
€ 100.28 +0.35
               

Казахстан подвесил проект ЛУКОЙЛа в воздухе

Известия
21 июля 2014/ 09:39

Крупнейшая частная российская нефтяная компания «Лукойл» может отказаться от строительства высокотехнологичного завода по выпуску индустриальных и моторных масел в Казахстане, продукция которого, как заявлено, способна потеснить с местного и российского рынков масла иностранных компаний. Основная причина в том, что компания Вагита Алекперова не может обойти продленный в конце мая 2014 года запрет на импорт из России в Казахстан компонентов базовых масел, а также запрет на экспорт темных нефтепродуктов (куда входят и масла) за пределы Таможенного союза.

Как пояснил «Известиям» Максим Бобин, советник гендиректора ООО «ЛЛК-Интернешнл» («дочка» «Лукойла»), невозможность экспорта продукции на премиальные сегменты рынков стран Азии и в Китай сужает рынок сбыта продукции завода до границ стран Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана. Это ставит под сомнение рентабельность инвестиций в такой масштабный проект.
Планы «Лукойла» по строительству завода с вложениями на сумму $100 млн к 2016 году в феврале этого года обсуждал в Астане глава компании Вагит Алекперов с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Будущий завод должен был выпускать свыше 100 тысяч тонн продукции в год, причем преимущественно базовые масла 3-й группы, которые сегодня Россия и Казахстан закупают у Shell, Total, ExxonMobil и других иностранных концернов. Инвестиции в производство ожидалось быстро окупить: совокупный объем продаж предприятия прогнозировался в объеме $200 млн в год. Оператор проекта — казахская фирма «Лукойл Лубрикантс Центральная Азия».
Запрет на ввоз из России в Казахстан темных нефтепродуктов, в том числе базовых масел, вступил в силу с начала 2014 года и должен был закончиться в начале 2015 года. Ограничения приняты в конце декабря 2013 года в рамках протокола о внесении изменений в межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и газа между РФ и Казахстаном. Документ подписан с обеих сторон чиновниками Минэнерго РФ и Министерства по нефти и газу Казахстана. Однако 29 мая 2014 года в рамках работы по формированию общих топливно-энергетических рынков Евразийского экономического союза срок действия соглашения с запретами продлен до 1 января 2019 года.

Причем, по информации Максима Бобина, на круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ было объявлено, что срок действия соглашения автоматически продлевается на 5 лет в случае неуведомления одной из сторон об обратном за полгода до истечения действия запретов. В рамках того же соглашения действует запрет на вывоз с территории Казахстана за пределы Таможенного союза темных нефтепродуктов, в том числе моторных, светлых и электрических изоляционных масел. Оба эти ограничения, по мнению Максима Бобина, ставят под вопрос экономику всего проекта строительства завода в целом.

— При этом фактически стимулируется приобретение базовых и готовых масел за пределами стран Таможенного союза, что идет вразрез с политикой импортозамещения, — говорит Бобин.
В результате «Лукойл» обратился в Евразийскую экономическую комиссию (официальный орган стран Таможенного союза) с запросом на снятие такого ограничения на уровне обеих стран. Это позволит реанимировать планы по запуску производства масел в Казахстане. Как поясняет Бобин, ранее «Лукойл» обращался в Министерство нефти и газа Казахстана с этим вопросом и получил ответ, что инициатива запрета исходит из России. Пресс-служба казахского ведомства не ответила на запрос «Известий». В свою очередь Сергей Колобанов, заместитель директора департамента энергетики Евразийской экономической комиссии дал понять «Известиям», что инициатор таких поправок в межправсоглашение – казахская сторона.

— Это сделано в целях защиты ее внутреннего рынка от импорта темных нефтепродуктов, которых достаточно в стране, и стимулирования производства высокооктановых бензинов. В 2013 году из России в Казахстан поставлено 2,5 млн тонн нефтепродуктов и 7,6 млн тонн нефти, — уточнил он, добавив, что в ближайшее время в рамках ЕЭК будут созданы рабочие группы с участием представителей крупных российских нефтяных компаний, где можно будет поднять вопрос по отмене запрета на экспорт и импорт масел и их компонентов в пространстве Россия-Казахстан.

Евразийская экономическая комиссия создана для формирования общих рынков России, Белоруссии и Казахстана в рамках единого экономического пространства трех стран. К 2025 году планируется полностью отказаться от ограничений и изъятий по объему экспорта-импорта энергоносителей внутри Таможенного союза и, возможно, унифицировать пошлины на вывоз продукции из нефти и газа. Пока же страны объяснимо защищают собственные интересы, и если запрет на ввоз-вывоз масел из РФ в Казахстан не отменят к 2015 году, проект строительства завода «Лукойла» в Казахстане может быть отложен на неопределенный срок.

Просмотров 931
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^