На российском арктическом шельфе предстоит осваивать прибрежные месторождения
Это говорит о настоятельной необходимости продолжать исследования в Арктике. Но вместе с тем проведение таких исследований осложняется целым рядом серьезных проблем.
- Буровой флот СССР и России в значительной мере утерян - точнее, распродан за смешные деньги, - заявил Василий Богоявленский. - В последние годы на севере Арктики и на Дальнем Востоке, в том числе в Баренцевом и Карском морях, работали буровые установки, арендованные за рубежом. Такой подход не способствует развитию российской промышленности, как было в 1980-х годах, когда было оперативно налажено производство этих буровых установок и другого оборудования на отечественных заводах и верфях. Сейчас компании предпочитают арендовать их у своих зарубежных партнеров. В Баренцевом море даже появилась буровая платформа, принадлежащая Румынии, которая до этого никогда не работала в Арктике. При этом две российские буровые работают во Вьетнаме.
Тем не менее Газпром и Газфлот запустили несколько новых буровых платформ. Нижняя их часть строилась в России, а верхняя - в Корее. Но верхние части также можно строить и в России, нужна лишь воля и финансы. В первую очередь об этом говорит успешная работа "Приразломной" - единственной морской платформы, ведущей добычу нефти на российском шельфе в Арктике. Платформа на 80 процентов построена усилиями российских предприятий. Кроме того, в Астрахани уже проходит испытания самоподъемная буровая установка для Каспийского моря. Правда, заказчиком ее строительства выступила китайская компания - и, таким образом, на Каспии у России появился буровой конкурент.
Ситуация с оборудованием для геофизических исследований существенно лучше. Россия располагает 13 судами, снабженными этим оборудованием. Но оно произведено на Западе, и из-за санкций возникли определенные проблемы с запасными частями. Впрочем, эксперты отмечают, что руководство предприятий способно эту проблему решить.
Не очень хорошо обстоят дела с флотом сейсморазведки по современной технологии 3D, которая дает трехмерную "картинку". Россия вынуждена арендовать такие суда за рубежом. Они проводили большой объем работ для "Роснефти". Здесь тоже просматривается выход: европейские и американские исследовательские суда могут быть заменены китайскими.
Но главная проблема в отрасли не в дефиците судов, экипажей и технических средств, а в нехватке загрузки для них. Арктические проекты и без того стоят дорого, а падение рубля еще дальше отодвинуло границу их рентабельности.
- Цены на нефть арктических месторождений начинаются от 120-130 долларов за баррель, - отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Я думаю, что в ближайшие годы, если не произойдет ничего экстраординарного, эта цена не будет достигнута. Есть вероятность, что в ближайшие пять лет цена на нефть сохранится на уровне около 70 долларов за баррель.
Если в этих условиях строить новые суда, то они будут либо стоять у причалов без работы, либо уйдут за рубеж. За последние 20 лет около 80 процентов работ государственное предприятие "Севморнефтегеофизика" провело за границей. Если исключить это направление, то банкротство неизбежно. Подобные проблемы из-за санкций и падения курса рубля сегодня испытывают все российские геофизические предприятия.
На суше находится 96 процентов запасов нефти и конденсата, поэтому нельзя забывать о геологоразведке
Нельзя забывать и о том, что в ближайшие 10-15 лет Арктика вряд ли станет источником "большой нефти". На российском арктическом шельфе сосредоточены всего два процента запасов жидких углеводородов по сравнению с сушей и другими акваториями. На суше расположено 96 процентов запасов нефти и конденсата.
Самый оптимистичный прогноз нефтедобычи по уже открытым арктическим нефтяным месторождениям - не более 18 миллионов тонн в год, или менее четырех процентов от всей добычи нефти в стране.
Отсюда следует неизбежный вывод: нельзя забывать о геологоразведке на суше.
К счастью, за счет активных исследований в советское время Россия до сих пор числится в лидерах по запасам углеводородов на шельфе Арктики, в том числе по добыче нефти и газа из субаквальных залежей. Речь идет о месторождениях, которые находятся в море, но расположены недалеко от берега. Их осваивают за счет бурения горизонтальных скважин с берега. Рекорд такого бурения - 12 километров. Эти скважины обходятся дешевле и гораздо безопаснее, чем бурение вертикальной скважины с платформы глубиной всего лишь 2,6 километра.
- Именно в этом направлении нам надо выстраивать дальнейшую стратегию, - считает Василий Богоявленский. - Мы должны осваивать месторождения, расположенные вблизи берега, желательно бурением горизонтальных скважин или путем строительства искусственных островов.
По сути, Россия выступает первопроходцем в освоении шельфовых месторождений. Безусловно, Норвегия эту работу начала раньше, но норвежцы работают в совершенно иных климатических условиях.
На климат норвежского арктического шельфа сильно влияет Гольфстрим, в январе там температура около нуля, поэтому там можно бурить круглогодично, тогда как температуры в Восточной Сибири и Обской губе в это время достигают 30-40 градусов мороза. Никто и никогда в мире не вел стабильную добычу углеводородов на шельфе в таких условиях, поэтому многие технологии придется разрабатывать с нуля. У России есть шанс стать лидером в этом направлении.
Евгений Муратов, начальник отдела нефтегазового оборудования минпромторга РФ:
- Основные проблемы предприятий, которые поставляют оборудование для нефтегазовых компаний, - это отсутствие прозрачности, обратной связи, а также полной информации о потенциальных заказчиках. Мы хотим добиться "эффекта масштаба", когда оборудование с одного завода можно поставлять разным заказчикам.
Александр Буянов, заведующий отделом морского транспорта ЦНИИ Морского флота:
- Нефтегазовые компании продолжительное время строят буровые суда и суда обеспечения на верфях в Китае и Корее. Это серийные производства, соответственно, стоимость их намного ниже. У нас в стране строительство судов пока носит единичный характер, и цена как минимум на 30 процентов выше.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю