$68.09 -1.28%
$ 74.58 -0.28
$ 89.68 -0.09
Нижневартовск

РФ к 2018 году перебросит экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские

06 октября 2016/ 12:03

На транзите российских грузов прибалтийские порты зарабатывают $1,3 млрд в год. Эта ситуация, похоже, уже не устраивает российские власти. На прошлой неделе у спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова прошло совещание с топ-менеджерами "Транснефти", РЖД, а также российских нефтяных компаний, на котором поставлена задача к 2020 году полностью переориентировать грузопотоки на российские порты. Ранее планировалось обсудить возможность применения пониженных коэффициентов при транспортировке грузов к российским портам (и повышенных - к прибалтийским) и удвоения пропускной мощности трубопровода "Север".

Постепенное вытеснение прибалтийской портовой инфраструктуры из российских экспортных цепочек не выглядит чем-то неожиданным, учитывая то, как развивались политические и экономические отношения с бывшими союзными республиками после распада СССР. Да и в целом концепция укладывается в логику развития российской экспортной инфраструктуры за последние годы, когда Москва старалась максимально обезопасить свои поставки от давления и провокаций со стороны стран-транзитеров.

Напротив, странной выглядит сегодняшняя ситуация, когда через Прибалтику переваливается около 50 млн тонн российских грузов в год. Это не только нефтепродукты, но и уголь, удобрения и другие товары. Отправляя их этим маршрутом, Россия фактически субсидирует экономику далеко не самых дружественных к ней государств, которые, в частности, поддержали европейские санкции против нашей страны.

Российские терминалы при этом недополучают немалые суммы и постоянно находятся под угрозой недозагрузки. Только за последние 7 лет на северо-западном направлении, которое исторически считается ключевым для российских экспортных потоков, были построены или реконструированы терминалы Усть-Луга Ойл, Приморский, Высоцк, Петербургский, СибурПортЭнерго.

Как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, "cитуация ненормальная. Надо загружать собственные порты - это дополнительные рабочие места, увеличение налоговой базы. Это очевидно. Но, кроме того, страны Балтии не только никакой симпатии к нам не испытывают, но и являются самыми ярыми нашими критиками и противниками из всех стран Евросоюза. Таким образом, обеспечивать им доходы нет никакого резона ни с политической, ни с экономической точки зрения". Кроме того, по его словам, Россия должна обезопасить себя от политических рисков экспортного транзита через третьи страны. "Это видно на примере Украины и проблем экспорта российского газа. Только что Белоруссия заявила о резком повышении тарифов на прокачку российской нефти. Все это еще раз подчеркивает необходимость скорейшего перераспределения российских экспортных потоков в собственные порты", - подчеркивает К. Симонов.

Председатель Комитета по международным делам Госдумы VI созыва Алексей Пушков еще более эмоционально прокомментировал принятое решение: "Шпротами не отделаются. К 2018 году экспорт российской нефти через порты Прибалтики, вероятно, будет почти прекращен: нефть пойдет через наши порты".

Работа по изменению транзитных маршрутов уже ведется. Как ранее сообщал глава "Транснефти" Николай Токарев, в соответствии с поручением правительства его компания переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на российские балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году через порты Прибалтики переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году - 5 млн тонн. По расчетам Токарева, уже в 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские.

Между тем, у некоторых российских компаний существует прямая заинтересованность в продолжении сотрудничества с балтийскими государствами. В частности, по данным РИА "Новости", одна из ведущих нефтяных компаний с государственным участием предлагает тендеры с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в Прибалтику. Еще более прочные связи с тамошними портами есть у некоторых российских компаний, которые занимаются производством химической продукции. Одна из таких компаний владеет контрольным пакетом акций

терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, является контролирующим акционером крупнейшего на Балтике терминала по перевалке жидкого аммиака. У другой есть собственный терминал для перевалки жидких химических продуктов и дизельного топлива в эстонском порту. Там же находится терминал еще одного крупного производителя минеральных удобрений в России.

Однако, даже если отбросить политические соображения, которые в последнее время играют значительную роль, недозагрузка собственных экспортных мощностей и постоянное "подкармливание" соседей не могут оставаться вечной задачей отечественных производителей сырья и удобрений. Россия имеет право самостоятельно получать прибыль от экономической деятельности и независимо решать вопросы экспортных поставок.

Российская газета

Просмотров 1169
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^