$62.49 -2.02%
$ 76.81 -0.46
€ 89.43 -0.28
               

Роман Самсонов: Контроль за добычей нефти и газа в Арктике требует усиленной координации различных ведомств

21 ноября 2018/ 14:25

Москва. Минэнерго по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака проработает создание надзорного органа, контролирующего реализацию нефтегазовых проектов на шельфе России. Ведомство организует рабочую группу, в которую войдут представители органов исполнительной власти, организаций и научного сообщества. Она будет анализировать зарубежный опыт и нормы законодательства РФ в регулировании деятельности шельфовых нефтегазовых объектов.

Свой взгляд на систему надзора за реализацией проектов на Арктическом шельфе РФ и на работу по усилению экологической безопасности Агентству нефтегазовой информации представил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.

 

- Во-первых, информация противоречивая. Она говорит прежде всего о том, что должен быть создан межведомственный координационный орган. Судя по всему, нужна экспертиза над этим вопросом, а он комплексный, потому что работа на шельфе, работа на море требует высокой степени координации и ответственности. Здесь одним из главных вопросов является экологическая и промышленная безопасность. Слишком высоки требования в этой области для шельфовой добычи.

Я исхожу из доступной информации. Есть желание объединить не просто чиновничьи структуры, которые имеют к этому отношение, но и привлечь специалистов, ученых, экспертов, которые могли бы существенно улучшить понимание проблемы. Мы, специалисты, которые занимаются экологической безопасностью, экологическими рисками, неоднократно говорили о том, что технологии, которые используются на нефтегазовых месторождениях в Арктике, требуют совершенствования, серьезного отношения, разработки высоких требований и стандартов. И этот вопрос касается не только внутренних территориальных вод России, это касается в том числе территорий приграничных стран. Очень высокие требования предъявляются к экологическим выбросам и со стороны морских регуляторов, идет борьба с использованием тяжелых моторных топлив. От мазутов, надеемся, будет переход к СПГ, сжиженному метану.

Я не думаю, что это поручение будет касаться изменения структуры надзора в целом. Почему? Потому что это определено законодательно, и те изменения, которые можно ожидать, они будут касаться совершенствования работы организаций и действующего законодательства. Но эта межведомственная координация будет полезной.

Разработка месторождений находится в сфере деятельности разных министерств и ведомств. Надзор и регулирование находится в сфере Минприроды, разработка и технология - в сфере Минпромторга и, допустим, показатели по выработке и разработке - зачастую в сфере Минэнерго. Что такое надзор? Это не только соблюдение норм и правил, которые действуют, но это и работа на опережение, независимая экспертиза и инспекции. То есть в какой-то степени это элементы стратегического планирования и создания норм и правил, которые могут улучшить ситуацию. Ведь надзор - это в первую очередь соблюдение законодательства. В этой сфере необходимо совершенствование структуры разработки месторождений, неукоснительного соблюдения прописных правил. Известно положение о том, что работа на шельфе в Арктике пока ограничивает участие частных компаний. У нас лицензии на работу в арктической зоне есть только у Газпрома и Роснефти. В то же время у правительства РФ есть желание получить новые инвестиции и привлечь новые технологии. Надо создать стимулирующие условия, которые могли бы сформировать требования к компаниям и дать им такую возможность. На мой взгляд, это взаимосвязано. Потому что принимать такое решение, не имея достаточной экспертизы, конечно, опасно.

Я приветствовал бы создание такой структуры на уровне вице-премьера, обладающего большими полномочиями. И надо понимать, что тут не идет речь только о территориальной составляющей. Ведь идет разговор о континентальном шельфе РФ, куда входит не только Арктика, но и Балтийское, Черное и Азовское моря. Я буду на днях делать доклад об экологических аспектах разработки на шельфе, и проблемы сегодняшние сошлись в этой сфере.

Проблемными стали разработки месторождений при низкой стоимости нефти, то есть недостаточно ресурсов для того, чтобы этим серьезно заниматься, так как это требует высокого уровня технологий, а их не хватает.

Плюс санкционные ограничения, скажем, по подводным технологиям и большим глубинам. При этом необходимо иметь возможность применить нормы законодательства и зарубежный опыт для нашего шельфа.

Требования объединяются и вопросами экологии, и вопросами производственной безопасности, хотя технологически они могут различаться. Одно дело добывать нефть и газ на больших глубинах и другое - на пришельфовой зоне, где небольшие глубины, но сложная структура льда и прибрежных зон. Даже если разговор о шельфовых газовых объектах, они разнообразны, уже появляются такие, которых раньше не было. Как правило, это объекты с наличием нефти или конденсата, требующие специального подхода и удорожающие проекты. Кроме того, появились новые виды деятельности на море, скажем, строительство перегрузочной базы для сжиженного метана на Камчатке – НОВАТЭК планирует такую работу провести. И появляются инфраструктурные объекты, которые связаны с развитием сферы доставки, бункеровки топлива, они увеличивает количество морских транспортировок, в том числе танкеров, и уровень требований становится высоким. Ставятся задачи первичной подготовки нефти и газового конденсата прямо на месте добычи или отгрузки. Это непростые задачи.

И если разговор идет о том, что будет рекомендовано создание единого надзорного органа, то это приведет к разработке нормативных документов, которые будут регулировать и саму разработку.

Появление просто надзорного органа, без изменения в части планирования и стимулирования развития технологий в этой области, задачу полностью не решит.

Даже решение законодательно проблем создания искусственных островов, которыми можно считать любое инфраструктурное насыпное сооружение или платформы, требует особого отношения и регулирования.

Поэтому хорошо, что в этой рабочей группе планируется участие представителей научно-технического и организационного сообщества, но посмотрим, куда это выльется. Изначально при создании проектов на море таких органов их не было, как и самого законодательства, но были управления и организации в ключевых министерствах, которые концентрировали все планирование и деятельность в этой области.

Будем надеяться, что проводимая работа позволит также учесть и соблюсти цели устойчивого развития, которыми руководствуется большая часть мирового сообщества.

Просмотров 5453
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^