$64.44 -0.87%
$ 81.19 +0.3
€ 93.51 +0.13
               

Роман Самсонов: Контроль за добычей нефти и газа в Арктике требует усиленной координации различных ведомств

21 ноября 2018/ 14:25

Москва. Минэнерго по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака проработает создание надзорного органа, контролирующего реализацию нефтегазовых проектов на шельфе России. Ведомство организует рабочую группу, в которую войдут представители органов исполнительной власти, организаций и научного сообщества. Она будет анализировать зарубежный опыт и нормы законодательства РФ в регулировании деятельности шельфовых нефтегазовых объектов.

Свой взгляд на систему надзора за реализацией проектов на Арктическом шельфе РФ и на работу по усилению экологической безопасности Агентству нефтегазовой информации представил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.

 

- Во-первых, информация противоречивая. Она говорит прежде всего о том, что должен быть создан межведомственный координационный орган. Судя по всему, нужна экспертиза над этим вопросом, а он комплексный, потому что работа на шельфе, работа на море требует высокой степени координации и ответственности. Здесь одним из главных вопросов является экологическая и промышленная безопасность. Слишком высоки требования в этой области для шельфовой добычи.

Я исхожу из доступной информации. Есть желание объединить не просто чиновничьи структуры, которые имеют к этому отношение, но и привлечь специалистов, ученых, экспертов, которые могли бы существенно улучшить понимание проблемы. Мы, специалисты, которые занимаются экологической безопасностью, экологическими рисками, неоднократно говорили о том, что технологии, которые используются на нефтегазовых месторождениях в Арктике, требуют совершенствования, серьезного отношения, разработки высоких требований и стандартов. И этот вопрос касается не только внутренних территориальных вод России, это касается в том числе территорий приграничных стран. Очень высокие требования предъявляются к экологическим выбросам и со стороны морских регуляторов, идет борьба с использованием тяжелых моторных топлив. От мазутов, надеемся, будет переход к СПГ, сжиженному метану.

Я не думаю, что это поручение будет касаться изменения структуры надзора в целом. Почему? Потому что это определено законодательно, и те изменения, которые можно ожидать, они будут касаться совершенствования работы организаций и действующего законодательства. Но эта межведомственная координация будет полезной.

Разработка месторождений находится в сфере деятельности разных министерств и ведомств. Надзор и регулирование находится в сфере Минприроды, разработка и технология - в сфере Минпромторга и, допустим, показатели по выработке и разработке - зачастую в сфере Минэнерго. Что такое надзор? Это не только соблюдение норм и правил, которые действуют, но это и работа на опережение, независимая экспертиза и инспекции. То есть в какой-то степени это элементы стратегического планирования и создания норм и правил, которые могут улучшить ситуацию. Ведь надзор - это в первую очередь соблюдение законодательства. В этой сфере необходимо совершенствование структуры разработки месторождений, неукоснительного соблюдения прописных правил. Известно положение о том, что работа на шельфе в Арктике пока ограничивает участие частных компаний. У нас лицензии на работу в арктической зоне есть только у Газпрома и Роснефти. В то же время у правительства РФ есть желание получить новые инвестиции и привлечь новые технологии. Надо создать стимулирующие условия, которые могли бы сформировать требования к компаниям и дать им такую возможность. На мой взгляд, это взаимосвязано. Потому что принимать такое решение, не имея достаточной экспертизы, конечно, опасно.

Я приветствовал бы создание такой структуры на уровне вице-премьера, обладающего большими полномочиями. И надо понимать, что тут не идет речь только о территориальной составляющей. Ведь идет разговор о континентальном шельфе РФ, куда входит не только Арктика, но и Балтийское, Черное и Азовское моря. Я буду на днях делать доклад об экологических аспектах разработки на шельфе, и проблемы сегодняшние сошлись в этой сфере.

Проблемными стали разработки месторождений при низкой стоимости нефти, то есть недостаточно ресурсов для того, чтобы этим серьезно заниматься, так как это требует высокого уровня технологий, а их не хватает.

Плюс санкционные ограничения, скажем, по подводным технологиям и большим глубинам. При этом необходимо иметь возможность применить нормы законодательства и зарубежный опыт для нашего шельфа.

Требования объединяются и вопросами экологии, и вопросами производственной безопасности, хотя технологически они могут различаться. Одно дело добывать нефть и газ на больших глубинах и другое - на пришельфовой зоне, где небольшие глубины, но сложная структура льда и прибрежных зон. Даже если разговор о шельфовых газовых объектах, они разнообразны, уже появляются такие, которых раньше не было. Как правило, это объекты с наличием нефти или конденсата, требующие специального подхода и удорожающие проекты. Кроме того, появились новые виды деятельности на море, скажем, строительство перегрузочной базы для сжиженного метана на Камчатке – НОВАТЭК планирует такую работу провести. И появляются инфраструктурные объекты, которые связаны с развитием сферы доставки, бункеровки топлива, они увеличивает количество морских транспортировок, в том числе танкеров, и уровень требований становится высоким. Ставятся задачи первичной подготовки нефти и газового конденсата прямо на месте добычи или отгрузки. Это непростые задачи.

И если разговор идет о том, что будет рекомендовано создание единого надзорного органа, то это приведет к разработке нормативных документов, которые будут регулировать и саму разработку.

Появление просто надзорного органа, без изменения в части планирования и стимулирования развития технологий в этой области, задачу полностью не решит.

Даже решение законодательно проблем создания искусственных островов, которыми можно считать любое инфраструктурное насыпное сооружение или платформы, требует особого отношения и регулирования.

Поэтому хорошо, что в этой рабочей группе планируется участие представителей научно-технического и организационного сообщества, но посмотрим, куда это выльется. Изначально при создании проектов на море таких органов их не было, как и самого законодательства, но были управления и организации в ключевых министерствах, которые концентрировали все планирование и деятельность в этой области.

Будем надеяться, что проводимая работа позволит также учесть и соблюсти цели устойчивого развития, которыми руководствуется большая часть мирового сообщества.

Просмотров 5394
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?

23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели

23.09.2025 Гость

Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

21.09.2025 Татьяна Михайловна

Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.


^