$87.96 -0.60%
$ 55.3 -2.11
€ 52.74 -2.67

Диверсия против "Дружбы": Кто отравил нефть в трубопроводе

РИА Новости
27 апреля 2019/ 07:40

Загрязнение нефти в трубопроводе "Дружба" носило умышленный характер. Об этом заявил пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин по итогам экстренных переговоров в Минске о возобновлении транзита российской нефти через Белоруссию.

Следствие ведет ФСБ

"По факту загрязнения нефти силовые ведомства в России возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием", — сообщил журналистам Игорь Демин.

По его словам, хлорорганику вбросили в трубопровод "Дружба" через частный "Самаратранснефть-терминал", обслуживающий несколько малых производителей.

Этот терминал — основной производственный актив московской группы компаний "Петронефть". В группу также входят "Самаратранснефть", "Самаранефть-сервис", "Петронефтегаздобыча", "ПСК "НефтеГазСтрой" и Самарский НПЗ.

Сейчас в офисах этих компаний сотрудники ФСБ ведут следственные действия.

В Минске состоялись экстренные переговоры руководителей нефтетранспортных компаний Белоруссии ("Гомельтранснефть Дружба"), России ("Транснефть"), Польши (PERN S.A.) и Украины ("Укртранснафта"). Мероприятия по возобновлению транспортировки нефти в Европу определены.

Отравленная нефть

Девятнадцатого апреля белорусская нефтеперерабатывающая компания "Белнефтехим" заявила, что получила по трубопроводу "Дружба-2" некачественную нефть с высоким содержанием органических хлоридов. По данным концерна "Белнефтехим", уровень хлорорганических соединений в поступающей нефти превысил "в десятки раз предельные значения по стандарту".

Двадцать первого апреля Белоруссия решила временно ограничить экспорт нефтепродуктов из-за ситуации с поставками российского сырья. В тот же день "Транснефть" признала повышенное содержание хлоридов, отметив, что принимаются срочные меры.

В понедельник, 22 апреля принадлежащий концерну "Белнефтехим" Мозырский НПЗ сообщил, что из-за некачественной нефти на заводе повреждено оборудование — теплообменные трубки. На следующий день зампредседателя концерна Владимир Сизов уточнил, что "некачественная российская нефть уже поступила на территорию Евросоюза, а также находится на территории Украины".

Двадцать четвертого апреля оператор польского участка магистрального нефтепровода PERN проинформировал, что поставки сырья с содержанием органических хлоридов в 30 раз выше предельного норматива "порождают риск серьезной промышленной аварии", поэтому нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на трассе нефтепровода "Дружба", не будут принимать и перерабатывать такое сырье.

В четверг вечером Украина приостановила транзит российской нефти по нефтепроводу "Мозырь — Броды" "в связи с отказом принимать некачественную российскую нефть на приемо-сдаточном участке "Будковце" (Словакия), а также из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки "Фенешлитке" (Венгрия)".

Утром в пятницу компания Transpetrol — оператор словацкого участка нефтепровода "Дружба" — также приостановила прокачку нефти "в связи с опасениями по поводу ее качества".

При этом со среды, 24 апреля, "Транснефть" направила чистую нефть на один из двух белорусских НПЗ — Полоцкий — по северной ветке нефтепровода "Дружба". На следующий день "Белнефтехим" объявил о частичном возвращении к экспорту нефтепродуктов: в направлении Украины отправились 32 тысячи тонн дизтоплива и примерно десять тысяч тонн бензинов, а в направлении Польши — восемь тысяч тонн дизеля.

В четверг на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака отметили, что РЖД готова предоставить пять тысяч цистерн для поставки нефти зарубежным заказчикам по железной дороге. Впрочем, это может и не понадобиться: ожидается, что уже с понедельника в Белоруссию по "Дружбе" пойдет только чистая нефть.

Цена вопроса

Еще в начале недели "Белнефтехим" оценил свои потери от загрязненной нефти в 100 миллионов долларов. Украина тоже прозрачно намекнула, что собирается выбивать деньги из России. "Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей",— подчеркивается в заявлении пресс-службы "Укртранснафты", опубликованном в четверг.

Эксперты отмечают, что понять размеры возможных компенсационных требований можно только после того, как вся "грязная" нефть, находящаяся сейчас в трубопроводах, дойдет до адресатов.

Специалисты оценивают объем испорченной нефти в диапазоне от 100 тысяч до 300 тысяч тонн. Соответственно, при текущей цене барреля Urals около 70 долларов, общая стоимость загрязненного сырья — 50-150 миллионов.

Однако, как подчеркнул в четверг Дмитрий Козак, российские нефтяники откачали "значительную часть загрязненной нефти из нефтепровода в емкости на территории России". Кроме того, объясняют эксперты, нефть, загрязненная хлоридами, не испорчена безвозвратно: ей достаточно отстояться, и хлориды выпадут в осадок.

Похоже, Россия вообще не рассматривает вариант с выплатой партнерам денежных компенсаций, рассчитывая решить вопрос за счет дополнительных поставок. “Мы с этим сейчас разбираемся — насколько они пострадали и насколько мы должны увеличить, по какой цене поставки моторного топлива на белорусский рынок”, — отметил вице-премьер Дмитрий Козак в четверг.

Цепь совпадений

Инцидент с "грязной" нефтью произошел на фоне обострения противоречий между Россией, Украиной и Белоруссией, связанных с вопросами поставки нефти и нефтепродуктов.

Все началось с претензий Минска по поводу проводимого в России налогового маневра — обнуления экспортных пошлин и одновременного повышения налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого Беларусь потеряет часть доходов бюджета, потому что пока Минск покупает нефть по "беспошлинной" цене, то есть на четверть дешевле котировок мирового рынка, а после маневра этот дисконт исчезнет.

По оценкам белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко, потери двух нефтеперерабатывающих заводов и бюджета Белоруссии от российского налогового маневра в этом году составят 240 миллионов долларов, а бюджет не досчитается 143 миллионов долларов налоговых поступлений.

Белоруссия потребовала от Москвы компенсировать эти потери, однако Кремль указал, что налоговый маневр — внутреннее дело России, и никаких компенсаций другим странам в связи с этим не предусмотрено. Тогда Минск пошел на обострение ситуации и в начале апреля выразил намерение повысить тарифы на прокачку российской нефти в Европу на 23 процента.

Через три дня после этого Россельхознадзор России ввел запрет на импорт из Белоруссии яблок и груш, отметив, что из этой страны "продолжает поступать плодоовощная продукция с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами".

Нефтяные платформы в Шотландии

На следующий день, 11 апреля, Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком правительства сравнил эти ограничения с санкциями и пригрозил перекрыть нефтепровод "Дружба". "Нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации", — подчеркнул белорусский лидер.

А всего лишь днем ранее Киев расширил торговые санкции против России. В ответ на это 18 апреля российский премьер Дмитрий Медведев запретил экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Наблюдатели сразу назвали главным бенефициаром этого решения Беларусь, которая получила новые возможности для реэкспорта топлива, получаемого из России.

В день введения российских санкций против Украины Александр Лукашенко сообщил о намерении выйти на мировой рынок нефти. "Чтобы мы не ходили с протянутой рукой, никому не кланялись, а покупали, как все, на мировом рынке нефть, перерабатывали у себя и получали определенную прибыль", — сказал белорусский президент, добавив, что для этого необходимо ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. И на следующий день "Белнефтехим" пожаловался на загрязненную нефть из России.

Чья диверсия?

Такая последовательность событий породила множество "теорий заговора" как в России, так и в Белоруссии. Некоторые отечественные эксперты считают, что белорусские нефтепереработчики не могли не заметить повышенного содержания хлоридов в российском сырье, но специально пустили загрязненную нефть в переработку, чтобы, с одной стороны, потребовать у России компенсации за якобы поврежденное оборудование, а с другой — оправдаться перед Лукашенко за срыв планов по модернизации НПЗ, сославшись на повреждение оборудования.

В свою очередь, ряд белорусских и украинских экспертов уверяли общественность, что русские нарочно закачали в трубопровод хлорку, чтобы лишний раз напомнить Минску и Киеву об их критической зависимости от российской нефти.

Разумеется, государственные структуры России никакого отношения к случившемуся не имеют — материальный и особенно имиджевый ущерб для "Транснефти" и страны в целом от этого инцидента очень велик.

С другой стороны, если Польша, Германия и другие страны, получающие нефть из России по нефтепроводу "Дружба", не испытали проблем в связи с загрязнением сырья, то Белоруссия и Украина оказались на грани серьезного кризиса. Так что в поимке диверсанта сегодня заинтересованы все.

 

 

Просмотров 3656
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

24.08.2022
Все в твоих руках: ЛУКОЙЛ поддержал уникальный проект для развития малышей

15.09.2022 Дмитрюк Сергей Анатольевич

Отличный проект, спасибо автору и Лукойлу.

30.08.2022
Германия готова обсуждать введение потолка цен на российский газ

30.08.2022 Павел 50 лет

Да кто ж вам будет продавать за эти деньги. Наивные до безоьразия

18.08.2022
Правительство в два раза увеличит субсидию по переводу автомобилей с бензина на газ

18.08.2022 Справедливый Иван Афонасьевич 107 лет

сначала 12.5.1 пускай отменят. А то похоже на очередное балабольство от СМИ. Как развивать переход авто на ГБО, если ГИБДД говорит нельзя? И ставит дорогую бюрократию на пути установки

17.08.2022
Молдовагаз попросила Газпром отсрочить оплату авансовых платежей

17.08.2022 Захаров с

Ни каких отсрочек за их отношения к России

03.08.2022
Эксперт: Переход на международные стандарты добьет оставшееся отечественное машиностроение

03.08.2022 Мамедов Гасан Ахмед оглы

Знаю хорошо семью Романихиных. Отец работал главным конструктором самого крупного машиностроительного завода Азербайджана, работающего на нефтегазовый комплекс. Мать -- заведовала переподготовкой директоров советских НПЗ и всех нефтепереработчиков хорошо знала лично. Брат -- начальником цеха работал на машиностроительном заводе имени Дзержинского. Изготавливали насосы для нефтедобычи. Потом переехал в Москву в аспирантуру. Люди в отрасли не случайные.

22.07.2022
Союз производителей нефтегазового оборудования предложили ввести льготный факторинг

27.07.2022 Андрей, 34

Отличная новость. Наша компания(правда не из данного сектора), тоже получила финансирование при помощи компании Трэнд Консалт. Факторинг, безусловно, отличная альтернатива кредиту. Одно но, из трёх наших дебиторов, с кем мы работаем с отсрочкой, прошёл только один… требования к дебиторам те ещё…

30.05.2022
Сергей Кононенко: модернизация угольной промышленности требует консолидации участников рынка

25.07.2022 Базилевич Георгий Юрьевич

Вот кто должен быть заместителем министра, а не Осьмаков и Иванов. Просто стыдно за это министерство. Позор!

18.07.2022
ЕС рассчитывает на удвоение поставок газа из Азербайджана

18.07.2022 Горев А

Без российского газа такой поставки не будет

07.07.2022
В Нижневартовске посетители ТРЦ могут помочь бездомным животным

07.07.2022 Коврига Галина

Очень хороший жест, доброты и сострадания, к нашим хвостатикам!

04.07.2022
В ФРГ заявили, что «Северный поток 2» не сертифицирован и не может быть запущен

04.07.2022 Замклв Сергей Михайлович,65 лет

Так им как?Шашечки или ехать ?


^