Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Диверсия против "Дружбы": Кто отравил нефть в трубопроводе

РИА Новости
27 апреля 2019/ 07:40

Загрязнение нефти в трубопроводе "Дружба" носило умышленный характер. Об этом заявил пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин по итогам экстренных переговоров в Минске о возобновлении транзита российской нефти через Белоруссию.

Следствие ведет ФСБ

"По факту загрязнения нефти силовые ведомства в России возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием", — сообщил журналистам Игорь Демин.

По его словам, хлорорганику вбросили в трубопровод "Дружба" через частный "Самаратранснефть-терминал", обслуживающий несколько малых производителей.

Этот терминал — основной производственный актив московской группы компаний "Петронефть". В группу также входят "Самаратранснефть", "Самаранефть-сервис", "Петронефтегаздобыча", "ПСК "НефтеГазСтрой" и Самарский НПЗ.

Сейчас в офисах этих компаний сотрудники ФСБ ведут следственные действия.

В Минске состоялись экстренные переговоры руководителей нефтетранспортных компаний Белоруссии ("Гомельтранснефть Дружба"), России ("Транснефть"), Польши (PERN S.A.) и Украины ("Укртранснафта"). Мероприятия по возобновлению транспортировки нефти в Европу определены.

Отравленная нефть

Девятнадцатого апреля белорусская нефтеперерабатывающая компания "Белнефтехим" заявила, что получила по трубопроводу "Дружба-2" некачественную нефть с высоким содержанием органических хлоридов. По данным концерна "Белнефтехим", уровень хлорорганических соединений в поступающей нефти превысил "в десятки раз предельные значения по стандарту".

Двадцать первого апреля Белоруссия решила временно ограничить экспорт нефтепродуктов из-за ситуации с поставками российского сырья. В тот же день "Транснефть" признала повышенное содержание хлоридов, отметив, что принимаются срочные меры.

В понедельник, 22 апреля принадлежащий концерну "Белнефтехим" Мозырский НПЗ сообщил, что из-за некачественной нефти на заводе повреждено оборудование — теплообменные трубки. На следующий день зампредседателя концерна Владимир Сизов уточнил, что "некачественная российская нефть уже поступила на территорию Евросоюза, а также находится на территории Украины".

Двадцать четвертого апреля оператор польского участка магистрального нефтепровода PERN проинформировал, что поставки сырья с содержанием органических хлоридов в 30 раз выше предельного норматива "порождают риск серьезной промышленной аварии", поэтому нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на трассе нефтепровода "Дружба", не будут принимать и перерабатывать такое сырье.

В четверг вечером Украина приостановила транзит российской нефти по нефтепроводу "Мозырь — Броды" "в связи с отказом принимать некачественную российскую нефть на приемо-сдаточном участке "Будковце" (Словакия), а также из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки "Фенешлитке" (Венгрия)".

Утром в пятницу компания Transpetrol — оператор словацкого участка нефтепровода "Дружба" — также приостановила прокачку нефти "в связи с опасениями по поводу ее качества".

При этом со среды, 24 апреля, "Транснефть" направила чистую нефть на один из двух белорусских НПЗ — Полоцкий — по северной ветке нефтепровода "Дружба". На следующий день "Белнефтехим" объявил о частичном возвращении к экспорту нефтепродуктов: в направлении Украины отправились 32 тысячи тонн дизтоплива и примерно десять тысяч тонн бензинов, а в направлении Польши — восемь тысяч тонн дизеля.

В четверг на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака отметили, что РЖД готова предоставить пять тысяч цистерн для поставки нефти зарубежным заказчикам по железной дороге. Впрочем, это может и не понадобиться: ожидается, что уже с понедельника в Белоруссию по "Дружбе" пойдет только чистая нефть.

Цена вопроса

Еще в начале недели "Белнефтехим" оценил свои потери от загрязненной нефти в 100 миллионов долларов. Украина тоже прозрачно намекнула, что собирается выбивать деньги из России. "Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей",— подчеркивается в заявлении пресс-службы "Укртранснафты", опубликованном в четверг.

Эксперты отмечают, что понять размеры возможных компенсационных требований можно только после того, как вся "грязная" нефть, находящаяся сейчас в трубопроводах, дойдет до адресатов.

Специалисты оценивают объем испорченной нефти в диапазоне от 100 тысяч до 300 тысяч тонн. Соответственно, при текущей цене барреля Urals около 70 долларов, общая стоимость загрязненного сырья — 50-150 миллионов.

Однако, как подчеркнул в четверг Дмитрий Козак, российские нефтяники откачали "значительную часть загрязненной нефти из нефтепровода в емкости на территории России". Кроме того, объясняют эксперты, нефть, загрязненная хлоридами, не испорчена безвозвратно: ей достаточно отстояться, и хлориды выпадут в осадок.

Похоже, Россия вообще не рассматривает вариант с выплатой партнерам денежных компенсаций, рассчитывая решить вопрос за счет дополнительных поставок. “Мы с этим сейчас разбираемся — насколько они пострадали и насколько мы должны увеличить, по какой цене поставки моторного топлива на белорусский рынок”, — отметил вице-премьер Дмитрий Козак в четверг.

Цепь совпадений

Инцидент с "грязной" нефтью произошел на фоне обострения противоречий между Россией, Украиной и Белоруссией, связанных с вопросами поставки нефти и нефтепродуктов.

Все началось с претензий Минска по поводу проводимого в России налогового маневра — обнуления экспортных пошлин и одновременного повышения налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого Беларусь потеряет часть доходов бюджета, потому что пока Минск покупает нефть по "беспошлинной" цене, то есть на четверть дешевле котировок мирового рынка, а после маневра этот дисконт исчезнет.

По оценкам белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко, потери двух нефтеперерабатывающих заводов и бюджета Белоруссии от российского налогового маневра в этом году составят 240 миллионов долларов, а бюджет не досчитается 143 миллионов долларов налоговых поступлений.

Белоруссия потребовала от Москвы компенсировать эти потери, однако Кремль указал, что налоговый маневр — внутреннее дело России, и никаких компенсаций другим странам в связи с этим не предусмотрено. Тогда Минск пошел на обострение ситуации и в начале апреля выразил намерение повысить тарифы на прокачку российской нефти в Европу на 23 процента.

Через три дня после этого Россельхознадзор России ввел запрет на импорт из Белоруссии яблок и груш, отметив, что из этой страны "продолжает поступать плодоовощная продукция с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами".

Нефтяные платформы в Шотландии

На следующий день, 11 апреля, Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком правительства сравнил эти ограничения с санкциями и пригрозил перекрыть нефтепровод "Дружба". "Нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации", — подчеркнул белорусский лидер.

А всего лишь днем ранее Киев расширил торговые санкции против России. В ответ на это 18 апреля российский премьер Дмитрий Медведев запретил экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Наблюдатели сразу назвали главным бенефициаром этого решения Беларусь, которая получила новые возможности для реэкспорта топлива, получаемого из России.

В день введения российских санкций против Украины Александр Лукашенко сообщил о намерении выйти на мировой рынок нефти. "Чтобы мы не ходили с протянутой рукой, никому не кланялись, а покупали, как все, на мировом рынке нефть, перерабатывали у себя и получали определенную прибыль", — сказал белорусский президент, добавив, что для этого необходимо ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. И на следующий день "Белнефтехим" пожаловался на загрязненную нефть из России.

Чья диверсия?

Такая последовательность событий породила множество "теорий заговора" как в России, так и в Белоруссии. Некоторые отечественные эксперты считают, что белорусские нефтепереработчики не могли не заметить повышенного содержания хлоридов в российском сырье, но специально пустили загрязненную нефть в переработку, чтобы, с одной стороны, потребовать у России компенсации за якобы поврежденное оборудование, а с другой — оправдаться перед Лукашенко за срыв планов по модернизации НПЗ, сославшись на повреждение оборудования.

В свою очередь, ряд белорусских и украинских экспертов уверяли общественность, что русские нарочно закачали в трубопровод хлорку, чтобы лишний раз напомнить Минску и Киеву об их критической зависимости от российской нефти.

Разумеется, государственные структуры России никакого отношения к случившемуся не имеют — материальный и особенно имиджевый ущерб для "Транснефти" и страны в целом от этого инцидента очень велик.

С другой стороны, если Польша, Германия и другие страны, получающие нефть из России по нефтепроводу "Дружба", не испытали проблем в связи с загрязнением сырья, то Белоруссия и Украина оказались на грани серьезного кризиса. Так что в поимке диверсанта сегодня заинтересованы все.

 

 

Просмотров 3279
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.09.2020
Специалисты ООО «ТННЦ» развеивают мифы о зрелых месторождениях

27.09.2020 Волков Юрий Андреевич, 27 сентября 2020 г.

Да, всё хорошо. Молодцы. Стараются. Но скорее всего и эти результаты в наших условиях не не будут подхвачены отраслю в целом и не получат должного развития, как не получили развития и нигде, кроме как в Татарстане не исползовались (да и то далеко не волном объёме), наши резулдьтаты, о которых мы сообщали, например, здесь же на портале АНГИ в 1917 году:
1) http://angi.ru/news/2846410--ЦСМРнефть-предлагает-новые-подходы-к-подсчету-пересчету-запасов-зрелых-месторождениий/
2) http://angi.ru/news/2848379-ЦСМРнефть-предлагает-Стратегию-рациональной-и-эффективной-доразработки-месторождений-с-большой-историей/

23.09.2020
Газпром готовит программу газификации населения на 2021–2025 годы

23.09.2020 Попова Ирина Владимировна,55 лет

Краснодарский край,в частности, сама столица-Краснодыр,простите, КРАСНОДАР,входит в те благославенные 35 регионов???

11.02.2020
ЛУКОЙЛ готовит кадры со школьной скамьи

18.09.2020 Васильева Валерия Викторовна, 39 лет

Будут ли в программе Сириус такое направление? в Казани https://utalents.ru/

06.02.2013
ЛУКОЙЛу для работы в Ираке требуется оператор по добыче и закачки воды

18.09.2020 Арменшин Денис Марксович

Мне бы хотелось в Ираке работать. У меня нет высшего оброзования,с английским тоже трудности. Но я верю, что мне повезет. Работаю в ЛУКОЙЛе 26 лет

23.10.2006
В Нижневартовском районе животноводам выплачивают дотации

17.09.2020 Галина Фирсова

А когда будут выплаты,мы ведь ждем,у нас скоро закончиться навигация

01.09.2020
В Викуловском районе Тюменской области дикий волк попытался напасть на КАМАЗ

01.09.2020 Александр 34

У этого волка бешенство, это факт. Неплохо было бы указать место нападения этого хищника а то сейчас грибники стаями ходят в лес. Мало ли кинется на кого нибудь.

15.10.2019
Людмила Швецова: С Усть-Балыка началась юганская геофизика

29.08.2020 Шатило А.П. (Серебренникова) , 67 лет.

Люблю мой родной Нефтеюганск! Я приехала с родителями осенью 1964г.в поселок,училась в 5 кл.Родители работали в Усть-Балыкской КБ. Папа-бурильщиком,мама-кочегаром,приехали из Башкирии .

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

28.08.2020 Прохожий, 38 лет

Крупные ВИНК уже давно потеряли надежду получать из профильных ВУЗов специалистов, хоть как то приземленных на реальность. Знают азы математики и физики - уже спасибо, перекуем, обучим сами в рамках системы внутреннего обучения.
Начиная с 1990-х, ВУЗы бесконечно далеки от практики, ибо руководящий состав и преподаватели формируются в массе из числа выпускников, оставшихся в ВУЗе, не столкнувшихся с производством.

Индекс цитирования