Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Станислав Митрахович: Летом рост цен на топливо будет умеренным, а на счет последующего времени есть вопросы

28 июня 2019/ 16:20

Москва. 1 июля истекает срок действия соглашения нефтяных компаний с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках. Подписание документа позволило добиться прекращения резкого роста цен на топливо, происходившего в 2018 году.

Нефтяные компании утверждают, что соглашение продлеваться не будет. Такое решение было принято на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и Козака с нефтяниками 17 июня. Тем не менее стороны на словах договорились, что рост цен на мелкооптовом рынке и на АЗС не будет превышать инфляцию.

О том, как отразится отмена соглашения на потребителях и что ждать рынку, если нефтяники нарушат договоренности, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Эпизод борьбы, в которой сошлись нефтяные ВИНКи, правительство и независимые заправщики, близится к завершению. Соглашение между нефтяниками и кабмином, условно называемое «соглашением Козака», не будет продлено, по крайней мере, в своем прежнем виде, после 1 июля 2019 года. Однако считать, что все ключевые проблемы решены и установился более-менее приемлемый для всех баланс интересов, пока рано.

Если говорить о ближайшем будущем, то вряд ли нефтяные компании и игроки рынка АЗС «сорвутся с цепи» и начнут резко задирать цены, компенсируя себе прошедший целый год ограничений. Все отлично видят, насколько социально чувствительной является тема стоимости моторного топлива: ее коснулся и Владимир Путин на «прямой линии» с населением, и Дмитрий Медведев, когда дал указание вице-премьеру Дмитрию Козаку проверить темпы роста цен на топливо на Дальнем Востоке.

Потенциальное масштабное общественное недовольство вызовет давление на власти, а они тогда сами пойдут по жесткому пути вроде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты. Поэтому летом рост цен будет умеренным, не сильно превышая инфляцию.

А вот насчет последующего времени есть вопросы. Ведь ключевые проблемы не решены, а именно - не решена проблема восприятия нефтяными компаниями действующей налоговой политики как излишне жесткой и даже репрессивной. «Налоговый маневр» в особенности бьет по перерабатывающему сегменту бизнеса. Переработка и розничный сбыт в условиях растущих налогов, имея в виду еще и акцизы на моторное топливо, и невозможности существенно повышать цены на заправках оказываются практически убыточными, компании высказывают эту позицию все более открыто. Причем если ВИНКи еще могут держать свой перерабатывающий сегмент и АЗС на плаву за счет внутрикорпоративного субсидирования, например, за счет доходов от экспорта сырой нефти, то независимые игроки рынка переработки и сбыта вообще рискуют оказаться на грани выживания - Антипинский НПЗ тому живой пример. В особой зоне риска традиционно окажется Дальний Восток, где особенно много независимых игроков, а не юрлиц, входящих в ВИНКи.

Правительство делает вид, что проблема будет решена за счет реформы демпфера с 1 июля в желаемую бизнесом сторону. Проблема только в том, что и обратные акцизы, и демпфер - это такие «поблажки» от правительства, которые потом нужно тому же правительству компенсировать за счет роста НДПИ. Минфин только на подобных условиях согласен на выплату нефтяникам из бюджета, да еще и предлагает дополнительное увеличение НДПИ с 2020 года. В этом вопросе правительственных финансистов могут поддержать и независимые участники рынка - не зря независимые поддерживают рост НДПИ под условной логикой: «пусть за все платят ВИНКи».

Надо понимать, что никакого волшебного решения в духе «и волки сыты, и овцы целы», все равно не будет. Кто-то должен поступиться своими интересами. Если на уступки не пойдет бюджет и ответственный за него Минфин, то должны будет платить либо потребители, либо все те же нефтяники.

Первый вариант подразумевает рост цен на заправках за несколько лет к уровню экспортных рынков, куда-нибудь к уровню условных стран Восточной Европы, возможно, Турции. Уместно посмотреть на цены на моторное топливо на Украине, куда Россия продает в большом объеме дизель - украинские цены на топливо существенно выше.

Второй вариант предполагает, что ВИНКи будут и дальше субсидировать свои перерабатывающий и розничный сегменты бизнеса за счет иных доходов. К рыночной экономике это имеет мало отношения, поэтому стимулы вкладывать в переработку будут исчезать. И тогда в долгосрочной перспективе нас ждут куда большие проблемы, чем просто рост цен на нефтепродукты - появятся риски локальных дефицитов, снижения качества производимого моторного топлива на уровне НПЗ, а на уровне АЗС - риски недоливов, разбавлений и тому подобных ухищрений. Остается надеяться, что этого все же не произойдет, поскольку плохой бензин или его отсутствие - это еще хуже, чем рост цен на заправках или потери государственного бюджета из-за компенсационных выплат в пользу нефтяников.

Просмотров 8634
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

05.01.2011
Бургун Сергей Анатольевич

22.07.2020 Магомедова Аминат Магомедовна

Спасибо вам добрый ЧЕЛОВЕК

22.07.2020
На месте разлива топлива в Норильске завершен сбор водно-топливной смеси

22.07.2020 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 60

А сколько фактически из 21163 тонны нефтепродуктов собрано? Вторая часть вопроса сколько "ушло" в океан?

27.06.2018
Новым генеральным директором АО "Стройтранснефтегаз" стал Иван Сибирев

11.07.2020 Смирнов Валерий ВладимировичТа

Так держать,Иван!

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

Индекс цитирования