Роман Самсонов: Российский энергопереход должен иметь свой формат и стратегию
Москва. В начале недели форум «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН провел совместный семинар с компанией Rystad Energy (Норвегия) и BP «Энергопереход: риски в возможности». Семинар вела академик РАН, д.э.н, профессор, руководитель научного направления ИМЭМО РАН Наталья Иванова. На мероприятии присутствовал и первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов. Он поделился с Агентством нефтегазовой информации своими впечатлениями после мероприятия.
- В последнее время в кругу столичных аналитиков энергетики тема энергоперехода одна из самых популярных, так как это понятие комплексно отражает активно продвигаемую Европейским сообществом идею отказа от традиционных ископаемых источников энергии и перехода на экологически чистую или, так называемую «зеленую» энергетику. Я бы даже не стал причислять к этим лоббистам США, так как демонстративный выход из Парижского соглашения много значит! Хотя какие-то американские компании и концерны имеют чисто коммерческий интерес угадать мировые тренды в энергетике и участвуют в новомодных энерго-бизнес-программах. При этом вся деятельность нынешнего президента США проходит под лозунгом получения максимальной выгоды для его страны и жителей. Иначе он и не может, ведь миллиардер по определению, предприниматель лучше всего понимает выгоду и прибыль, а не высокоморальные материи высокой «зеленой» энергетики. Чего только стоит возврат к низкооктановому бензину и к большим американским джипам. Хотя, конечно, сегодня картина энергетики США сильно отличается от «до Трамповского периода».
Итак, идея энергоперехода, щедро финансируемая компаниями и инвесторами в новые типы оборудования и технологий в основном стран, не обладающих существенными собственными ископаемыми природными ресурсами, обсуждалась в профессиональной аудитории, в которой присутствовало немало участников рабочей группы в FB «Нефтегазовый мир».
Мне, как бывшему сотруднику Энергоцентра МШУ Сколково, семинар напомнил отработанный у нас формат нефтегазового диалога, а участие во встрече руководителя Энергоцентра Татьяны Митровой - это ощущение укрепило. В то же время, как аналитику и специалисту в области геоэкологии и рисков в этой сфере, мне было бы интересно услышать более аргументированные позиции международных экспертов в обращении к России пойти по пути декарбонизации и осуществить энергопереход. Тем более, что для нас такой переход должен означать и изменение в отношении его эффективности по всему ТЭК: от ГРР до сетей распределения. Может, и топливно-энергетический баланс, стратегическое планирование вернется в энергетику нашей страны.
Далее я хотел бы выразить свое мнение по темам семинара, которые довольно сильно перекликаются с мнением ряда моих коллег по исследовательским группам.
Во-первых, изменения в энергетике потребителей, страны или группы стран, названные сейчас энергопереходом, являются отражением вполне разумного желания вовлечь в промышленный и коммерческий оборот новые типы и виды топлив и, соответственно, технологий. Как никогда мощное влияние на энергетику стали оказывать геополитические факторы, да и глобальная климатическая политика добавила беспрецедентное давление на политиков, регуляторов и большие энергокомпании. В каждой стране, и даже в каждом районе будут свои наиболее эффективные решения. Новомодное ВИЭ, в которую вложены уже колоссальные средства и лоббистский ресурс, начинают давать коммерческий эффект. А значит, наступило время напустить аналитического тумана, показывающего колоссальный экологический эффект, который якобы дают эти смешные, с точки зрения суммарных природных катаклизмов, переходы на другое топливо. В ряде случаев эффекты ВИЭ уже не столь однозначны, и гибридные системы выглядят зачастую куда интереснее и перспективнее.
Совсем недавно вложение средств в традиционные УВС также казались перспективными и бесспорно выгодными. Однако в каждой стране или географической территории ситуации разные. И в России - огромной по территории и разнообразию энергетических ситуаций - в том числе. Нужно это понимать и, в первую очередь, заняться энергоэффективностью и повышением качества и культуры использования энергоресурсов, которыми мы обладаем в избытке. Парадоксально выглядит в нашей, по сути, северной стране, с дефицитом энергоресурсов во многих ее частях, призыв активнее продвигать ВИЭ и электромобили. Любой грамотный инженер объяснит, почему это разумно только в некоторых регионах и не круглогодично.
При этом вопросы энергоэффективности, находящейся у нас на низком уровне, недопустимы в той же Европе уже давно, напрямую связаны со снижением себестоимости добычи и переработки, повышением эффективности извлечения запасов УВС, но, к сожалению, не являются у нас национальным и даже отраслевым приоритетом и не рассматриваются на государственном уровне как колоссальный ресурс для более динамичного развития всей отечественной экономики.
Во-вторых, система оценки нефтегазовых проектов в России находится почему-то в Министерстве финансов, а Минэнерго, приносящее, по сути, большую часть доходов в бюджет, является больше консультативным органом, а не решающим. При этом формально за падение уровня добычи и эффективности нефтегазовой отрасли отвечать некому. Текущие бюджетные доходы являются определяющими и при обсуждении планов развития отрасли на перспективу и методов стимулирования. А определяющим максимальным параметром должны быть доходы бизнеса и размер инвестиций, то есть создаваемых новых средств производства, а не налоговые платежи и размер ФНБ.
Опираясь на информацию аналитиков, отчитавшихся на семинаре, при использовании бюджетного критерия никакой сланцевой революции в США или ВИЭ просто бы не было.
В-третьих, пользуясь богатством видов и типов энергоисточников в России, среди которых УВС занимают существенную долю, изменения или «Российский энергопереход» должен иметь свой формат и стратегию. Мы всегда вспоминаем фразу Менделева о глупости сжигания УВС для получения тепла, но для неэнергетического использования нефти, например, нефтегазохимии или биопротеина делается для технологической державы недостойно мало.
В-четвертых, на мой взгляд выступление Rystad о green washing сланцевой нефти и газа, как УВ с одним из самых низких уровней выбросов СО2, вплоть до роли сланцев в качестве переходного элемента энергетической трансформации выглядят не совсем убедительной попыткой оправдать весьма существенные вложения в этот хорошо надутый пузырь успеха.
На самом деле экологические последствия применяемых методов добычи, в том числе гидроразрыв пласта, да еще в таких огромных масштабах, еще предстоит оценить специалистам.
В-пятых, мне очень понравился призыв известного аналитика Николая Иванова «не путать теплое с зеленым», который образно описал сложившуюся информационную ситуацию. Когда при анализе энергетических перспектив путаются понятия и определения, намеренно приводя к выводам, которые при объективном и корректном исследовании просто невозможны.
В заключение, хочу пожелать, чтобы подобных семинаров было больше, как и времени для обсуждения докладов. Ведь обсуждение таких интересных тем, да еще и на такой авторитетной площадке как ИМЭМО, привлекает не только маститых специалистов, журналистов и рыночных аналитиков, но и молодых студентов, исследователей и аспирантов.
Напомним, тему энергоперехода недавно поднимал и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в своей статье "Как не заблудиться в Париже".
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


