$83.73 -1.34%
$ 88.28 +0.47
€ 96.26 +0.48
               

Владимир Чуков: Изменения климата остановить нельзя, к ним нужно адаптироваться

10 декабря 2019/ 11:02

Тюмень. Я хорошо знаю, что такое Арктика, так как был там не на палубе ледокола или в кабине самолета. На лыжах и вездеходах пройдены десятки тысяч километров, в том числе и по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Такими словами начался Public talk в Тюменском индустриальном университете с известным путешественником, почетным полярником, действительным членом Русского Географического общества Владимиром Чуковым.

Владимир Семенович влюбился в путешествия в детстве, однако, уверен, что самое главное и исключительное странствие человек начинает с момента своего рождения, когда приходит в этот мир. Чуков живет по принципу - везде и во всем видеть позитив, ведь только тогда все будет складываться. Он не боится Арктики, считая, что для «мужика, накопившего необходимый опыт,  ничего страшного там нет», самый большой страх в его понимании - это невозможность постоянно держать связь с родными, уберегать их от волнений за свою безопасность.

Руководитель Экспедиционного центра «Арктика» РГО, созданного при поддержке Ивана Дмитриевича Папанина,  он организует путешествия по Арктике и Антарктиде в течение 40 лет, не пропустив ни одного  экспедиционного сезона.  Четырежды доводил свою команду лыжников до Северного полюса автономно. В 1998 году впервые в мире был успешно совершен автономный лыжный переход от России до Канады через Северный полюс. Путешественники вчетвером вышли на маршрут 23 февраля и провели во льдах 118 дней, финишировав на канадском берегу уже летом, 20 июня.

«Без контактов с людьми, был только груз по 200 кг на каждого человека. До нас такие походы никто не делал», - вспоминал Чуков.

Наше интервью с Владимиром Семеновичем состоялось уже после Public talk, говорили об Арктике, о климатических изменениях, которым подвержен арктический регион последние годы.

- Владимир Семенович, вы начали свое путешествие по Арктике в 70-е годы, продолжили в 80-е, были там в 90-е, 2000-е и 2010-е годы. Все изменения, связанные с климатом происходили на ваших глазах. Расскажите, когда вы заметили первые признаки потепления?

- Первый раз результаты потепления я увидел лет пятнадцать назад. Уже тогда ледовая обстановка изменилась. Это была самая северная точка России – мыс Челюскина, от него в 80 километрах к северу находится архипелаг Северная Земля. И я помню времена в 80-е годы, когда в проливе Вилькицкого были такие льды, что от мыса до архипелага проезжали на тракторах. Дорога работала с ноября и до марта - апреля. Вездеходы и гусеничная техника возили на остров Большевик архипелага Северная Земля горючее, строительные материалы, оборудование. Этот участок Северного морского пути без мощных ледоколов пройти было невозможно. Ледовый припай сохранялся все  короткое арктическое лето, не давая прибою и штормам разрушать береговую линию.

А уже в 2015-2016 годах в апреле в проливе была открытая вода. Лед был очень тонкий, на него уже было не выйти. Это как раз и есть результат климатических изменений.

- В чем причина таких глобальных изменений. Только ли антропогенные факторы влияют на климат в Арктике?

- Конечно, человеческий фактор со счетов сбрасывать нельзя. Но прямую причину надо искать в другом. Весь мир сейчас особенно пристально наблюдает за Арктикой, так как там климатические изменения наиболее заметны, но ведь это происходит не только там.  В России на морях появились тайфуны и смерчи, чего никогда не было раньше. А это говорит об огромном перемещении воздушных масс, которые и приносят аномальную погоду. В ноябре в Ростовской области обмелело Азовское море, с реки Дон вода отступила на несколько километров. Необычное явление объяснили сильным, до 25 метров в секунду, восточным ветром. В акватории Дона десятки танкеров и сухогрузов ждали, когда можно будет выйти в Азовское море.

О причинах таких изменений спорят до сих пор. Мой друг, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат географических наук, Валерий Федоров нащупал истину. По его заключениям, у нашей планеты меняется угол наклона оси вращения. Из-за этого изменяется количество солнечной энергии, которую земля принимает, происходит перетекание тепла на планете. А полюсные зоны наиболее подвержены таким изменениям, поэтому мы и обращаем внимание на Арктику, где льда стало меньше, и он стал другим.

- Спасет ли мир Парижское соглашение?

- Парниковый газ, действительно, одна из причин заключения странами Парижского соглашения. Но парниковый газ - это не CO2, это обычный водяной пар. СО2 тоже входит в состав этого водяного облака, но только его содержание там, даже с учетом извержений вулканов, меньше одного процента.

Поэтому бороться за снижение скорости повышение температуры до 2025 года на 1,5-2 градуса – неэффективно. Антропогенные выбросы СО2 зависят от экономического развития той или иной страны. Климат же тесно связан с планетарными изменениями. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить знак равенства  между климатом и загрязнением экологии. Это  не так. Природу мы действительно загадили, нанесли неизмеримый экологический ущерб и это недопустимо. Бороться с загрязнениями надо любыми возможными и невозможными способами, но смешивать их с климатом  - это большая ошибка. Давайте отделять мух от котлет.  Мы обязаны использовать только надежные,  безопасные технологии, исключающие возможность разливов нефти. Должны отработать эффективные технологии полной ликвидации последствий разливов и последующей рекультивации районов разливов нефти. Но мы должны признать, что на сегодняшний день  у нас таких технологий нет. Сейчас это похоже на то, что мы детскими ведерками черпаем загрязнения из одного места и выливаем в другое, «осваивая» выделяемые средства, но эффективность этих мер близка к нулю. А что в таком случае мы будем делать в Арктике?  Ведь в условиях дрейфующих льдов эту проблему решить на порядки сложнее. К сожалению, мы должны это признать.

Что же касается глобальных климатических изменений, то тут больше подойдет термин «адаптация», нежели борьба с потеплением. Повлиять на изменения климата мы уже не можем. Сотни миллиардов долларов, которые сегодня уходят на борьбу с потеплением, это очередное надувательство, то же самое в свое время было с озоновой дырой.

Парижское соглашение - это лишь способ заставить Россию сократить промышленное развитие. Угольные налоги, это же не только нефтедобыча, это все производство. И в этом случае Парижское соглашение больше про политику, чем про климатологию.

Путешественник и знаток Арктики и Крайнего Севера уверен, для того, чтобы осваивать Арктику, вести там добычу, нужно учиться не просто там находиться, но нормально, полноценно и безопасно  существовать: жить и работать. Одним словом - адаптироваться, приобретать необходимый опыт и учиться действовать при любой пурге и морозе. 

фото: из архива Экспедиционного центра "Арктика"

Просмотров 9575
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут


^