$60.47 +1.07%
$ 80.72
€ 94.51
               

Елена Корзун: Развитие сектора ННК повысит шансы России в борьбе за рынки сбыта

29 декабря 2020/ 09:01

Нижневартовск. В 2020 году из-за пандемии особенно нелегко пришлось независимым, т.е. не аффилированным ни с ВИНК, ни с государством, нефтегазодобывающим компаниям. Весной многие из-за обвала мировых нефтяных цен вынуждены были остановить добычу или были на грани этого.

О событиях, внесших весомый вклад в деятельность ННК в 2020 году, планах и перспективах на 2021 год, Агентству нефтегазовой информации рассказала генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун:

- Елена Валентиновна, какие главные итоги 2020 года для независимых, в т.ч. и малых, нефтегазодобывающих компаний вы могли бы выделить?

- 2020 год был особенно тяжелым для сектора независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК). Конечно, огромное сокращение спроса на углеводородное сырье (УВС) из-за пандемии и развития «зеленой» энергетики, а также ограничение добычи сделкой ОПЕК+ - всё это стало тяжелым испытанием для всего российского нефтегазового комплекса (НГК). Но для сектора ННК ситуация усугубилась еще и тем важным обстоятельством, что в России госрегулирование нефтегазового комплекса (НГК) и смежных с ним сегментов экономики настроено под специфику только крупных ВИНК и не учитывает особенности бизнеса ННК - предприятий неполного цикла с существенно меньшими возможностями манёвра на рынке. Это монотоварные производители, называемые у нас в просторечии «малыми и средними» и не имеющие ни коммерческих НПЗ, ни сетей АЗС, а занимающиеся лишь разведкой, добычей и продажей сырья.

Поставки добытой ННК нефти ориентированы преимущественно на внутренний рынок. А в этот раз при обвале мировых цен внутренние цены на нефть «просели» гораздо больше, чем экспортные. По этой причине очень многие ННК уже в марте были вынуждены останавливать добычу или готовиться к этому, так как их выручки стало не хватать даже на уплату налогов. И тогда АссоНефть обратилась в правительство РФ с просьбой предоставить ННК, хотя бы тем, у кого годовой объём добычи менее 500 тыс. тонн, отсрочку по уплате НДПИ в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой. Обосновали просто: «покойники» налогов не заплатят вообще.

Увы, госпомощи не получили даже самые маленькие ННК, по которым ценовой кризис ударил больнее всего. При этом большая группа таких компаний во 2-ом квартале 2020 года просто «вылетела» из списков надежных заемщиков во многих банках. И вопросы кредитования стали для этих ННК крайне сложными.

- Какую действенную меру Вы могли бы предложить в этой ситуации?

- Было бы целесообразно госрегуляторам совместно с банковским и страховым сообществами, а также с самим сектором ННК проработать идею создания специального страхового фонда помощи независимым, в т.ч. и малым, нефтегазодобывающим компаниям в кризисных ситуациях, возможно, с задействованием государственных гарантий.

- В связи с чем ННК не находят поддержки со стороны правительства?

- Наше мартовское обращение в правительство всё-таки нашло понимание у чиновников - в июле представитель Минэнерго заявил, что министерство выступает за поддержку малых нефтяных компаний, предлагая предусмотреть возможность переноса им налоговых выплат на более поздний срок в случае резких изменений на рынке. Но, увы, конкретных действий за этим не последовало.

Думаю, одна из причин этого в том, что у независимых компаний, в том числе и малых с годовой добычей менее 50 тыс. тонн, нет законодательно закрепленного юридического статуса. Не понятно, кого поддерживать. Но первый шаг на пути узаконивания статуса ННК АссоНефть уже сделала, благодаря сотрудничеству с Минэнерго, ФАС и ЦДУ ТЭК. После ряда совещаний в 2015 году с этими структурами был утверждён межведомственный протокол №05-105пр от 05.08.2015 г. о критериях независимых нефтегазодобывающих компаний. Благодаря этому сектор ННК, представленный, в основном, малым и средним нефтегазодобывающим бизнесом со своей особой спецификой получил, наконец, в статистике ЦДУ ТЭК обособленную нишу, не искажаемую показателями иных компаний. И появилась возможность за счет анализа улучшенной статистики более обоснованно корректировать госрегулирование деятельности сектора ННК - через внесение оптимальных нововведений и правок в нормативно-правовую базу с учетом специфики бизнеса ННК.

- Над какими законодательными инициативами велась работа в течение года? Удалось ли добиться результата?

- Главное - в лоббировании официального узаконивания самого понятия «ННК», т.е. в его внесении в нормативно-правовую базу госрегулирования недропользования в сфере разведки и добычи УВС. И это ключевой вопрос, который мы озвучили на «круглом столе» комитета Совета Федерации по экономической политике 29 октября 2020 года. А 17 ноября на своём заседании этот комитет официально утвердил «Рекомендации «круглого стола» на тему «Вопросы законодательного обеспечения деятельности малых и средних нефтегазодобывающих предприятий», причем, с учетом предложений от АссоНефти по стимулированию развития в России сектора ННК. (Данный документ пока не выложен на сайте Совета Федерации. На 4-ой странице копии документа замечена опечатка - вместо «не аффиНированы» должно быть «не аффиЛированы» - прим. ред.)

- Елена Валентиновна, какого курса планирует придерживаться АссоНефть в 2021 году?

- Ключевой ориентир прежний - добиваться, чтобы ННК России получили, наконец, свой законный юридический статус.

В утвержденной в 2020 году «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» впервые зафиксировано, что при нынешней устойчивой тенденции ухудшения структуры запасов УВС в России появляется особая востребованность малых и средних ННК с их повышенной инновационной активностью, управленческой гибкостью и хорошей адаптивностью к изменениям конъюнктуры рынка.

В качестве первоочередных действий госрегулирования необходимо в первую очередь реализовать следующие три законодательные инициативы. Первая - сохранить действующие инвестиционные проекты ННК, компенсировав им отмену льгот по НДПИ (по выработанности и вязкости) и экспортной пошлине - за счёт налогового вычета из НДПИ, обусловленного заключением специального Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Вторая - ввести в Федеральный закон «О недрах» определение статуса недропользователей – ННК, в целях оптимального администрирования сектора ННК со стороны ФОИВ – в частности, для оказания адресной господдержки в кризисные времена. И третья - предоставить в ведение субъектов Федерации особое право проводить конкурсы на месторождения с НИЗ менее 5 млн тонн.

Считаем также целесообразным для всех нефтедобывающих регионов страны организовать при главах соответствующих субъектов Федерации постоянно действующие рабочие группы по координации и поддержке деятельности местных ННК. Такой положительный опыт есть уже в Татарстане. Похожее начинают делать и в Башкортостане. Аналогичные идеи звучат в думе ХМАО.

Нужно использовать и наработки конкурентов – например, опыт США, где ННК совершили «сланцевую революцию», потрясшую мировые рынки УВС. Поэтому и в российском НГК надо стимулировать диверсификацию его добычного потенциала за счёт добавления к армии ВИНК мощного сектора ННК, насчитывающего не «сотню с хвостиком» предприятий, как сейчас, а тысячи ННК, которые, как показывает передовой зарубежный опыт, при надлежащих для них условиях лучше прочих разрабатывают мелкие месторождения, которых всё больше в нашей минерально-сырьевой базе. В условиях обострения борьбы за рынки сбыта это позволит России заметно наращивать, при необходимости, объемы добычи УВС и, главное, сокращать её себестоимость за счёт развития конкурентной среды в НГК.

Идея наращивания российского добычного потенциала через развитие сектора ННК может показаться странной на фоне обязательств России по сделке ОПЕК+. Но ведь эти ограничения закончатся уже в 2022 году. И к этому надо заранее готовиться.

Просмотров 36246
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^