$109.11 -2.58%
$ 63.56 +0.02
€ 66.61 +0.25

Минск нарастил экспорт топлива в Россию в 10 раз

Известия
01 апреля 2021/ 08:01

Белоруссия в прошлом году резко нарастила поставки топлива в Россию. Ввоз в страну легких нефтяных дистиллятов (в эту категорию входит преимущественно бензин) увеличился в 10 раз по сравнению с 2019-м. Фактически еще до идеи правительства предупредить топливный кризис за счет импорта из братской республики (вице-премьер Александр Новак ранее поручил проработать такую возможность) поставки из Белоруссии начали возрастать ускоренными темпами. Ввоз из соседнего государства теоретически мог бы сгладить рост цен на заправках, полагают эксперты. Но тогда придется адаптировать налоговую политику под белорусских производителей.

Рост закупок

В целом РФ в прошлом году закупила по таможенному коду 271012 «Легкие дистилляты и продукты» (включает прежде всего бензин) товары на сумму $100 млн — в два раза больше, чем в 2019-м. Больше половины импорта приходится на Белоруссию — $55 млн, что в 10 раз больше, чем годом ранее.

Резкий рост поставок начался с апреля. В этом месяце РФ закупила из республики топлива на $11 млн, в следующем — на $16 млн. Затем импорт несколько замедлился: с июня по октябрь 2020-го он составлял в среднем $3 млн в месяц. А в ноябре резко подскочил до $9,5 млн.

Минэнерго и МИД должны до 15 апреля проработать вопрос о поставках бензина из Белоруссии. Об этом со ссылкой на протокол совещания вице-премьера Александра Новака с руководством нефтяных компаний 30 марта сообщал «Коммерсант».

Как заявили «Известиям» в Минэнерго, в 2020 году на российском оптовом рынке сложилась ценовая ситуация, в условиях которой отечественные НПЗ при поставках на внутренний рынок уплачивали демпфер в бюджет, компенсируя ему сдерживание розничных цен в предыдущие периоды. При этом поставки топлива из Белоруссии демпфером не облагались. Это позволило НПЗ республики нарастить экспорт моторного топлива в РФ. В условиях 2021 года демпфер, наоборот, сдерживает оптовые цены на российском внутреннем рынке и делает экспорт белорусского топлива в Россию экономически непривлекательным.

Примечательно, что правительство в прошлом году ввело мораторий на закупки за границей отдельных видов топлива. Постановление вступило в силу 25 мая, запрет продлился до октября. Цель меры в Минэнерго объясняли необходимостью защиты российских переработчиков, которые столкнулись со снижением спроса на нефтепродукты из-за пандемии COVID-19, от конкуренции со стороны поставщиков импортного топлива.

По всей видимости, в период с июня по октябрь из Белоруссии в Россию ввозились не попавшие под запрет виды топлива, предположил старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск) Вадим Иосуб. Но с начала IV квартала запрет для поставок был снят. Нефтепродукты из республики хлынули к нам большим потоком — мораторий только усилил спрос на российском рынке, добавил он.

В целом ввоз нефтепродуктов в прошлом году оказался рекордным за последние пять лет. В денежном выражении сумма импорта по таможенному коду 2710 (включает все виды бензина, дизель, авиакеросин, судовое топливо, газойли, а также некоторые виды масел и мазутов) превысила $1 млрд. В натуральном — в РФ ввезли 1,2 млн т нефтепродуктов. Большие объемы в последний раз были зафиксированы в 2015 году. Тогда было импортировано 1,3 млн т нефтепродуктов на $1,1 млн.

Привлекательный рынок

В первой половине прошлого года рухнули мировые цены на нефть, вслед за ними в западных странах пошли вниз цены на нефтепродукты, напомнил Вадим Иосуб. На российском рынке стоимость топлива оставалась достаточно стабильной, фактически он стал премиальным для белорусских НПЗ, уверен он.

В апреле, когда РФ стала более привлекательным покупателем для производителей из дружественной республики, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер) после длительного перерыва с конца 2018 года возобновила продажи на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным агентства Argus, в апреле 2020 года продажи моторного топлива в Россию приносили БНК на $100 за т больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.

По данным Российского топливного союза (РТС), белорусский бензин с учетом доставки обходился покупателям на 500 рублей за тонну дешевле, чем российский. Покупателями белорусского бензина стали южные регионы, Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, а также приграничные Смоленская и Брянская области. По словам трейдеров, поставки топлива из Белоруссии позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен.

Поручение Александра Новака о возможном импорте бензина из Белоруссии обнажает факт, что российская нефтепереработка не в состоянии производить топливо в необходимом количестве из-за повышенной налоговой нагрузки, полагает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Если мы не хотим полного отсутствия НПЗ, пора менять налоговый режим, пояснил он. Что касается прошлогоднего роста поставок из Белоруссии, то это связано не с политикой, а исключительно с рыночными условиями в стране, добавил Дмитрий Гусев.

Оптовые цены в РФ показывают устойчивый рост в последние несколько месяцев, согласился руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. В то же время реализация белорусских нефтепродуктов на своем внутреннем рынке лимитирована его небольшой емкостью. Сравнительно привлекательная Украина не всегда способна потребить запланированные объемы из Белоруссии. А морские отгрузки на европейский рынок показывают негативный нетбэк, заявил эксперт.

Сдержать рост цен на бензин в России с помощью увеличения импорта из Белоруссии теоретически можно — НПЗ республики производят в целом довольно серьезные объемы, которыми можно частично насытить потребности РФ, добавил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но тогда российские заводы могут оказаться в дискриминированном положении из-за действия нефтяного демпфера, отметил он. Придется либо включать белорусских производителей в российскую налоговую политику, либо менять ее принципы.

Поставки нефтепродуктов из Белоруссии — хорошая опция для сдерживания цен, согласился Вадим Иосуб. Через несколько лет будет запущен единый рынок энергоносителей в ЕАЭС, а продукция современных белорусских НПЗ соответствует высоким европейским стандартам качества и как нельзя кстати придется для российских потребителей.

По данным Минэнерго, объем производства автомобильного бензина в марте 2021 года ожидается на 2,6% выше уровня аналогичного периода 2019 года, а объем отгрузки на внутренний рынок — на 8% выше уровня аналогичного периода 2019 года. Кроме того, запасы автомобильного бензина в марте достигли уровня 1,66 млн т и продолжают расти.

Просмотров 854
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^