$68.28 +0.28%
$ 74.14 -0.44
$ 89.51 -0.17
Нижневартовск

В ГД потребовали доказательств эффективности демпфера

Известия
12 апреля/ 07:32

Первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом предоставить данные, доказывающие эффективность механизма демпфера (есть у «Известий»). В документах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке после введения механизма так и не была достигнута. С начала года цены на топливо в России растут быстрыми темпами, в ряде регионов оптовая стоимость превысила розничную и сохраняются риски банкротства заправок, отмечают представители бизнеса. Для возможного отказа от демпфера потребуется время, поэтому необходимо срочно прояснить его влияние на топливный рынок, считают в парламенте. В Минэнерго «Известиям» заявили, что без демпфера литр бензина Аи-92 стоил бы сегодня в рознице на 6,5 рубля дороже.

Письма счастья

Михаил Щапов 6 апреля направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом о предоставлении данных, доказывающих эффективность механизма демпфера. В письмах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке страны так и не была достигнута после внедрения механизма. Среди них — отчет Счетной палаты за 2020 год, которая отметила риски топливного кризиса в стране и резкого роста розничных цен на бензин, прогноз Независимого топливного союза (НТС) о риске роста цен на моторное топливо вплоть до 14% в 2021 году, а также сообщения Московской топливной ассоциации о том, что цены на бензин и дизтопливо на столичных автозаправках ползут вверх уже более 14 недель подряд. В министерствах «Известиям» получение писем подтвердили.

Парламентарий запросил данные, подтверждающие увеличение объемов продукции переработки в структуре топливного рынка, количественную оценку вклада демпфера в стабилизацию цен на топливо и данные о наличии «сверхприбыли» нефтяных компаний (плательщиков демпфера в 2020 году). Помимо этого он хочет получить информацию о расчетах по прогнозам роста розничных цен в отсутствие демпфирующей надбавки и объеме перечисленных нефтяными компаниями средств по демпферу в федеральный бюджет.

— Запрошенные депутатом материалы позволят в первую очередь понять, какие основания лежат в тезисах об эффективности демпфера. Это поможет выяснить, на чем основана позиция Минэнерго и насколько она бьется с данными, — заявил «Известиям» президент НТС Павел Баженов.

Если ответ от министерств по этому вопросу будет неудовлетворительным и не представит доказательств эффективности демпфера или если запрос будет проигнорирован, то в Госдуме могут внести в законодательство поправки об отмене демпфера и замене его более эффективным механизмом сдерживания цен, сообщил «Известиям» источник в парламенте.

Механизм демпфера был введен российским правительством с начала 2019 года. Его разработка стала результатом реакции властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го, сказал зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.

— В обратном случае демпфер служит дополнительными выплатами НПЗ в бюджет, что не дает продавцам бензина снижать цены на внутреннем рынке вслед за мировыми. Летом 2019 года Госдумой был принят законопроект о внесении изменений в параметры демпфера. Целью корректировок являлась его донастройка для снижения давления мировых цен на нефть на внутренние розничные. Минэнерго, несмотря на декларирование, ни разу не предоставило фактических данных о его эффективности и прямом влиянии на розницу и рентабельность продаж топлива на АЗС. В ряде регионов оптовая стоимость топлива уже превысила розничную и сохраняются риски их банкротства, — добавил Дмитрий Гусев.

Уверенный рост

Как ранее писали «Известия», начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армен Ханян в своем письме указал, что с 11 января по 24 марта 2021 года оптовая цена на Аи-92 выросла на 8,5% — до 53,9 тыс. рублей за тонну, Аи-95 подорожал на 9,1% — до 55,7 тыс. рублей за тонну. Розничные цены на бензин, по данным Росстата, с начала года выросли только на 3,6%, и средняя розничная цена на автомобильный бензин на российских АЗС составляла 47,56 рубля за литр, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— С корректировки демпфера прошло достаточно времени, чтобы оценить его эффективность. При этом цены на топливо продолжают расти постоянно. Если мы решим менять этот механизм или разрабатывать новый, потребуется время, в течение которого автовладельцы будут платить всё больше и больше. Поэтому делать это нужно прямо сейчас. Тут каждый день на вес золота, — заявил «Известиям» Михаил Щапов.

Одним из приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка, сообщили «Известиям» в Минэнерго. Его отмена лишит рынок защитного механизма, в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на ситуацию роста оптовых цен, в частности межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения, добавили там.

За период действия механизм демпфера показал свою эффективность: в 2019–2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3% и это были самые низкие показатели за последние несколько лет, сообщили «Известиям» в Минфине.

— Говоря о влиянии демпфера на цену бензина, отметим следующее. По расчетам в апреле фактическая розничная цена Аи-92 составила 45,11 рубля за литр. Без демпфера она составляла бы 51,70 рубля за литр в центральной части страны. То есть если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 6,5 рубля за литр выше текущей, — заключили в министерстве.

Корректировка демпфера — назревший вопрос и сейчас правительство как раз находится в процессе его решения, сообщил «Известиям» аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман.

— Основные текущие претензии к демпферу состоят в том, что индикативная внутренняя цена, которая вычитается из экспортного нетбэка для расчета выплат, растет на 5% без учета роста реальных цен, — заявил он.

Эксперт отметил: из-за того, что индикативная цена по итогам 2020 года росла сильнее розничных цен, нефтяники получали от бюджета меньше, чем должны были. Зимой им было предложено привязать рост индикативной цены к росту реальных розничных цен, добавил он. После этого в середине марта вице-премьер Александр Новак провел совещание с соответствующими ведомствами и нефтекомпаниями и также признал необходимость корректировки демпферного механизма. Для более эффективной работы с 1 мая 2021 года механизм будет скорректирован, писали «Известия».

При этом, по мнению члена комитета по энергетике ГД РФ Бориса Гладких, использование демпфирующего механизма для регулирования цен на топливо всё-таки показало свою эффективность, так как за последние годы удалось избежать резких скачков цен на бензин в рознице. Наталья Мильчакова отметила, что без данного механизма розничные цены могли бы быть на 6–7% выше. «Известия» направили запросы в крупнейшие нефтяные компании.

Просмотров 832
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^