$109.11 -2.58%
$ 63.56 +0.02
€ 66.61 +0.25

Минэкономики предлагает качать по трубам Газпрома новое сырье 

Коммерсант
14 апреля 2021/ 11:54

По данным “Ъ”, Минэкономики выступило с предложением дать прямой доступ к газотранспортной системе «Газпрома» независимым производителям водорода. Это значит, что в трубе он будет смешиваться с природным газом. Таким образом, для транспортировки водорода не потребуется создания отдельной системы, что существенно удешевит проекты по его производству. Но в Минэнерго указывают: водород существенно дороже природного газа и неясно, как затем его извлекать из общей смеси.

В проекте «дорожной карты» по увеличению экспортного потенциала российской водородной энергетики (документ от 1 апреля есть у “Ъ”), подготовленном Минэкономики, говорится о необходимости разрешить российским производителям водорода прямой доступ к газотранспортной системе (ГТС), контролируемой «Газпромом».

Россия пока только начинает разрабатывать концепцию развития водородной промышленности, но уже планирует занять существенную долю на рынке.

Замминистра энергетики Павел Сорокин 12 апреля говорил, что к 2050 году страна может экспортировать 7,9–33,4 млн тонн водорода.

Основными игроками в перспективе считаются «Газпром», «Росатом» и НОВАТЭК.

Как следует из документа, Минэкономики предлагает до декабря 2022 года внести изменения в законодательство с тем, чтобы разрешить строительство водородных проектов в непосредственной близости к магистральным газопроводам, в том числе при необходимости — в охранной зоне. Также речь идет о том, чтобы дать независимым производителям водорода доступ к беспрепятственному присоединению к газотранспортной системе. Как будет обеспечиваться доставка покупателю водорода, который смешан с природным газом, в документе не поясняется.

Между тем именно транспортировка представляет собой одну из самых сложных и дорогостоящих частей водородных проектов. Ее цена может в несколько раз превышать стоимость производства газа. Подмешивание водорода в общий поток природного газа способно снизить затраты производителей, это обойдется дешевле строительства отдельного канала. Теоретически водород из смеси можно извлекать на газораспределительных станциях.

Есть и еще одно вероятное объяснение идеи Минэкономики, при котором извлечение и не предполагается,— добавление водорода позволит уменьшить общий углеродный след от сжигания метана, и за это заплатят отдельные потребители в обмен на получение сертификата о том, что они не выбрасывают СО2.

В самом министерстве пояснить суть своей идеи не смогли. Там лишь сообщили, что «готовят предложение по увеличению экспортного потенциала водорода, соответствующая "дорожная карта" подготовлена на основе предложений делового сообщества и научных организаций и будет доработана с учетом полученных позиций профильных ведомств».

В Минэнерго говорят, что инициатива Минэкономики «пока изучается». Если в данном случае речь идет о сдаче водорода в газопровод и последующей транспортировке метано-водородных смесей, отмечают в Минэнерго, то в первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности такой транспортировки водорода (так как он значительно дороже природного газа), последующего извлечения водорода из смеси (экономическая целесообразность) и безопасности эксплуатации газотранспортной системы с учетом транспортировки метан-водородной смеси. В «Газпроме» на запрос “Ъ” не ответили.

«Это рынок, на котором Россия имеет очень большой потенциал, наша задача занять 20% от мирового рынка торговли водородом к 2030 году», - отмечал замглавы Минэнерго Павел Сорокин.

Сама по себе идея Минэкономики вполне в духе текущих мировых тенденций, ее аналоги обсуждаются в Европе, где перед газовыми компаниями и их потребителями стоит задача свести выбросы парниковых газов к нулю к 2050 году и «водородная» реконструкция газопроводов становится почти обязательной, отмечает старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. Но, подчеркивает он, в России ситуация иная и подобных предпосылок нет.

При этом, уточняет эксперт, доступ к трубе — важный, но точно не самый главный вопрос. При решении прокачивать водород через ГТС нужно убедиться, что изменение состава смеси не затронет безопасность и надежность транспорта, распределения и использования газа по всей цепочке — от компрессорных станций и газопроводов высокого давления газовой компании до газовых горелок в плитах и котлах домохозяйств или турбинах электростанций. Также нужно согласовать с потребителями изменение состава смеси и подписать соответствующие контракты, добавляет господин Мельников. Более того, отмечает он, международный характер транспорта газа предполагает того же уровня сложность — нужны стандарты, межправительственные соглашения, технологические партнерства с поставщиками оборудования и другими газовыми компаниями.

Просмотров 1388
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^