$87.11 -3.34%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Субсидии на бензин нефтекомпании вернут налогом на добычу

Коммерсант
16 апреля 2021/ 10:19

Как стало известно “Ъ”, ослабевший с марта курс рубля заставил правительство еще раз увеличить доплаты нефтекомпаниям за сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. В результате через корректировку демпфера с 1 мая нефтекомпании получат из бюджета в 2021 году около 60 млрд руб. вместо предполагавшихся еще недавно 40 млрд руб. Но помощь будет не безвозмездной — половину субсидии Минфин хочет вернуть за счет повышения налога на добычу нефти.

Правительство решило вновь увеличить компенсации нефтепереработке за сдерживание цен на топливо, рассказали несколько источников “Ъ”, знакомых с ситуацией. Так, индикативная цена на бензин в формуле демпфера снизится с 1 мая не на 2,7 тыс. руб., а на 4 тыс. руб. за тонну. Такое решение Минэнерго и Минфин согласовали на фоне ослабления курса рубля к доллару, который наряду с ценой на нефть определяет уровень экспортной альтернативы для топлива.

От уровня индикативных цен зависит размер выделяемой НПЗ субсидии за поставки на внутренний рынок. Чем она ниже реальной экспортной цены, тем больше выплат получают нефтяники. Если же индикативная внутренняя стоимость топлива выше экспортной, то уже нефтекомпании платят в бюджет.

Вопрос корректировки демпфера возник после того, как резкое увеличение цен на топливо в начале года стало толкать вверх стоимость топлива на АЗС, которую правительство намерено сдерживать в пределах инфляции.

В результате в марте правительство решило снизить индикативную цену, увеличив тем самым размер выплат нефтекомпаниям.

Однако Минфин собирается частично компенсировать новые расходы из привычного источника — дополнительно обложив добычу нефти. 13 апреля замглавы Минфина Алексей Сазанов заявил, что в рамках демпфера предполагается рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти. Он отмечал, что по размеру повышения еще остаются разногласия с Минэнерго.

По данным “Ъ”, Минфин и Минэнерго согласились компенсировать половину расходов на изменение демпфера за счет повышения НДПИ.

Но как именно будет повышен НДПИ, пока неизвестно. Проблема в том, что с этого года весьма значительная часть российской нефтедобычи — более 150 млн из 477 млн тонн (без учета газового конденсата, НДПИ на который рассчитывается иначе) — перейдет на налог на дополнительный доход (НДД).

Эти 150 млн тонн не только не облагаются НДПИ, но и — поскольку в формулу НДД включен элемент НДПИ, который является вычитаемыми расходами,— рост НДПИ приведет к снижению НДД при прочих равных условиях. Таким образом, вариант с лобовым повышением НДПИ поставит компании в неравные условия — выиграют те, у кого больше объемов на НДД. В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

У нас по-прежнему некоторые разногласия остаются, в том числе в каком объеме через НДПИ компенсировать (корректировку демпфера). Из-за этого определится, насколько снизим цену отсечения в демпфере, это увязанные между собой вещи

Суммарная величина дополнительных выплат по демпферу составит около 62 млрд руб., подсчитал Сергей Ежов из Vygon Consulting. Но надо учитывать, что сейчас оптовые цены устанавливаются в привязке к ценам равнодоходности с экспортом за вычетом демпфера, отмечает он: то есть увеличение демпфера приведет к снижению оптовых цен на топливо при прочих равных условиях. Это означает, что основной эффект получит сектор торговли нефтепродуктами, для которого торговля бензином Аи-92 сейчас в среднем убыточна, а не нефтепереработка, маржа которой сейчас в среднем положительна, считает эксперт. По его мнению, также надо учитывать разную структуру нефтяных компаний: к примеру, есть добывающие компании, у которых нет ни переработки нефти, ни сбыта нефтепродуктов. Такие компании вынуждены будут платить повышенный НДПИ, не получив никаких положительных эффектов, предупреждает эксперт. Он подчеркивает, что практика увеличения НДПИ на нефть без привязки к экономике добычи может привести к непредсказуемым последствиям, учитывая, что с этого года нагрузка на добывающий сегмент и так выросла. После корректировки параметры демпфера будут хорошо соответствовать текущим рыночным условиям, но при росте котировок Urals выше $75 за баррель либо ослаблении рубля более чем на 10–15% может опять возникнуть напряжение: демпфер на автобензин компенсирует только 68% прироста экспортной цены и при росте цен увеличивается некомпенсируемая часть, напоминает Сергей Ежов.

Изначально демпфер был сконструирован под другой курс доллара, а потому заметный рост курса было бы правильно отразить в величине демпфера, говорит глава «Петромаркета» Иван Хомутов. По его оценке, на 15 апреля чистая маржа торговли бензином Аи-92 на АЗС составляет минус 1,3 руб. на литр, Аи-95 — плюс 0,4 руб. на литр. Корректировка демпфера увеличит эти значения до 70 коп. на литр для Аи-92 и 2,4 руб. на литр для Аи-95.

Просмотров 1824
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^