$109.11 -2.58%
$ 63.56 +0.02
€ 66.61 +0.25

Субсидии на бензин нефтекомпании вернут налогом на добычу

Коммерсант
16 апреля 2021/ 10:19

Как стало известно “Ъ”, ослабевший с марта курс рубля заставил правительство еще раз увеличить доплаты нефтекомпаниям за сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. В результате через корректировку демпфера с 1 мая нефтекомпании получат из бюджета в 2021 году около 60 млрд руб. вместо предполагавшихся еще недавно 40 млрд руб. Но помощь будет не безвозмездной — половину субсидии Минфин хочет вернуть за счет повышения налога на добычу нефти.

Правительство решило вновь увеличить компенсации нефтепереработке за сдерживание цен на топливо, рассказали несколько источников “Ъ”, знакомых с ситуацией. Так, индикативная цена на бензин в формуле демпфера снизится с 1 мая не на 2,7 тыс. руб., а на 4 тыс. руб. за тонну. Такое решение Минэнерго и Минфин согласовали на фоне ослабления курса рубля к доллару, который наряду с ценой на нефть определяет уровень экспортной альтернативы для топлива.

От уровня индикативных цен зависит размер выделяемой НПЗ субсидии за поставки на внутренний рынок. Чем она ниже реальной экспортной цены, тем больше выплат получают нефтяники. Если же индикативная внутренняя стоимость топлива выше экспортной, то уже нефтекомпании платят в бюджет.

Вопрос корректировки демпфера возник после того, как резкое увеличение цен на топливо в начале года стало толкать вверх стоимость топлива на АЗС, которую правительство намерено сдерживать в пределах инфляции.

В результате в марте правительство решило снизить индикативную цену, увеличив тем самым размер выплат нефтекомпаниям.

Однако Минфин собирается частично компенсировать новые расходы из привычного источника — дополнительно обложив добычу нефти. 13 апреля замглавы Минфина Алексей Сазанов заявил, что в рамках демпфера предполагается рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти. Он отмечал, что по размеру повышения еще остаются разногласия с Минэнерго.

По данным “Ъ”, Минфин и Минэнерго согласились компенсировать половину расходов на изменение демпфера за счет повышения НДПИ.

Но как именно будет повышен НДПИ, пока неизвестно. Проблема в том, что с этого года весьма значительная часть российской нефтедобычи — более 150 млн из 477 млн тонн (без учета газового конденсата, НДПИ на который рассчитывается иначе) — перейдет на налог на дополнительный доход (НДД).

Эти 150 млн тонн не только не облагаются НДПИ, но и — поскольку в формулу НДД включен элемент НДПИ, который является вычитаемыми расходами,— рост НДПИ приведет к снижению НДД при прочих равных условиях. Таким образом, вариант с лобовым повышением НДПИ поставит компании в неравные условия — выиграют те, у кого больше объемов на НДД. В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

У нас по-прежнему некоторые разногласия остаются, в том числе в каком объеме через НДПИ компенсировать (корректировку демпфера). Из-за этого определится, насколько снизим цену отсечения в демпфере, это увязанные между собой вещи

Суммарная величина дополнительных выплат по демпферу составит около 62 млрд руб., подсчитал Сергей Ежов из Vygon Consulting. Но надо учитывать, что сейчас оптовые цены устанавливаются в привязке к ценам равнодоходности с экспортом за вычетом демпфера, отмечает он: то есть увеличение демпфера приведет к снижению оптовых цен на топливо при прочих равных условиях. Это означает, что основной эффект получит сектор торговли нефтепродуктами, для которого торговля бензином Аи-92 сейчас в среднем убыточна, а не нефтепереработка, маржа которой сейчас в среднем положительна, считает эксперт. По его мнению, также надо учитывать разную структуру нефтяных компаний: к примеру, есть добывающие компании, у которых нет ни переработки нефти, ни сбыта нефтепродуктов. Такие компании вынуждены будут платить повышенный НДПИ, не получив никаких положительных эффектов, предупреждает эксперт. Он подчеркивает, что практика увеличения НДПИ на нефть без привязки к экономике добычи может привести к непредсказуемым последствиям, учитывая, что с этого года нагрузка на добывающий сегмент и так выросла. После корректировки параметры демпфера будут хорошо соответствовать текущим рыночным условиям, но при росте котировок Urals выше $75 за баррель либо ослаблении рубля более чем на 10–15% может опять возникнуть напряжение: демпфер на автобензин компенсирует только 68% прироста экспортной цены и при росте цен увеличивается некомпенсируемая часть, напоминает Сергей Ежов.

Изначально демпфер был сконструирован под другой курс доллара, а потому заметный рост курса было бы правильно отразить в величине демпфера, говорит глава «Петромаркета» Иван Хомутов. По его оценке, на 15 апреля чистая маржа торговли бензином Аи-92 на АЗС составляет минус 1,3 руб. на литр, Аи-95 — плюс 0,4 руб. на литр. Корректировка демпфера увеличит эти значения до 70 коп. на литр для Аи-92 и 2,4 руб. на литр для Аи-95.

Просмотров 1509
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^