$68.28 +0.28%
$ 74.14 -0.44
$ 89.51 -0.17
Нижневартовск

Китай становится ареной спора нефтяных держав

Прайм
25 апреля/ 10:19

Китай наращивает переработку и импорт нефти несмотря на ограниченный спрос внутри страны. Поставки нефти в страну растут несмотря на сообщения о полном заполнении нефтехранилищ. Китай опередил США по объемам первичной переработки нефти. В этом году ожидается увеличение экспорта китайских нефтепродуктов более, чем на треть. Обостряется конкуренция среди поставщиков нефти на китайский рынок.

РОСТ ПЕРЕРАБОТКИ БЛАГОДАРЯ РОСТУ ИМПОРТА

Первичная переработка нефти на китайских НПЗ в марте достигла– на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Значительный рост переработки объясняется восстановлением экономики Китая после пандемии коронавируса – пик заболевания пришелся на март 2020 года – и накоплением запасов нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, перед сезоном проведения ремонтных работ на НПЗ. 

По данным Национального статистического бюро КНР, в прошлом месяце переработка нефти на китайских НПЗ составила 59,79 млн т нефти (14,08 млн барр./сут.) – на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем 2020 года. Совокупный объем переработки в первом квартале составил 174,04 млн т, что на 16,5% больше, чем январе-марте прошлого года. 

Увеличение переработки стало возможным благодаря росту импорта на 21%, что оказало существенную поддержку мировым ценам на нефть несмотря на ожидания снижения поставок сырья для китайских НПЗ в преддверии плановых ремонтных работ. 

Импорт нефти в марте достиг 11,69 млн барр./сут. по сравнению с 11,08 млн барр./сут. в январе-феврале. Кроме того, собственная добыча выросла до 4,02 млн барр./сут. – на 0,13 млн барр./сут. больше, чем средний показатель первых двух месяцев этого года. 

Избыточные объемы нефти поступили в нефтяные хранилища. Пекин не предоставляет официальную информацию о стратегических и коммерческих запасах, но по расчетам западных агентств в марте, они росли примерно на 1,63 млн барр./сут. В январе-феврале запасы пополнялись в среднем на 920 тыс. барр./сут. 

В прошлом году после введения жесткого карантина обвалились цены на нефть. Этим воспользовались китайские компании, которые начали активно скупать дешевое сырье по всему миру, в том числе в Европе. В Китай поступало нефти существенно больше, чем могли переработать НПЗ страны. Все избыточные объемы поступали в хранилища – стратегические и коммерческие. Западные агентства периодически сообщают о скором полном заполнении хранилищ в Китае. В конце февраля была распространена информация, что хранилища заполнены почти до отказа, накопленные запасы достигли огромного объема и могут обеспечить потребности страны в течение 100-120 дней. В связи с этим ожидалось резкое сокращение импорта нефти в Китай, что должно было привести к очередному обвалу цен на энергоносители. Однако китайские власти проводят очень гибкую политику с целью обеспечения потребностей страны в нефти: поощряется строительство новых хранилищ, создается единая нефтетранспортная система, позволяющая эффективно использовать все емкости для хранения нефти, увеличиваются нефтеперерабатывающие мощности. 

МОЩНОСТИ НПЗ РАСТУТ НЕСМОТРЯ НА ОГРАНИЧЕННЫЙ СПРОС

Китай постоянно наращивает нефтеперерабатывающие мощности с целью обеспечить собственные потребности не только в нефтепродуктах, но и в продукции нефтехимии. По объемам первичной переработки нефти Китай в конце прошлого года опередил США, где во время пандемии коронавируса НПЗ существенно сократили объемы производства. Более того, Китай стремится стать лидером по экспорту нефтепродуктов в сопредельные страны. 

Согласно последнему отчету Исследовательского института экономки и технологий (ИИЭТ) при CNPC, в этом году мощность китайских НПЗ достигнет 900 млн т/г (18 млн барр./сут.) – увеличение на 4,5% относительно 2020 года. CNPC – крупнейшая вертикально-интегрированная нефтяная компания Китая c государственным участием, которая осуществляет добычу углеводородов внутри страны и за рубежом. 

ИИЭТ ожидает, что спрос на дизельное топливо на внутреннем рынке в этом году составит 190 млн т – снижение на 0,8% по сравнению с годом ранее. Рост грузовых перевозок после пандемии коронавируса не привел к увеличению спроса на дизельное топливо, поскольку оно замещается сжиженным природным газом – самым экологически чистым ископаемым видом топлива.  Прогнозируется, что в этом году количество транспортных средств, использующих в качестве топлива СПГ, вырастет примерно на 30% и достигнет 1 млн. 

В связи с ростом продаж легковых автомобилей потребление бензина в 2021 году вырастет на 0,8% в годовом исчислении – до 157 млн т. В этом году продажи легковых автомобилей вырастут до 21,7 млн, что на 7,5% больше, чем в 2020 году. 

Потребление авиационного керосина увеличится на 13% год к году – до 37,5 млн т, что почти на 1 млн барр. или на 2,7% меньше по сравнению с 2019 годом, до начала пандемии коронавируса.

Из-за ограниченного спроса внутри страны китайские компании планируют значительно увеличить экспорт нефтепродуктов в сопредельные страны. 

В прошлом году из-за введенных во время пандемии ограничений экспорт нефтепродуктов из Китая упал на 17,4% по сравнению с 2019 годом – до 41,52 млн т. Больше всего упал спрос на авиационный керосин – почти в два раза. 

Согласно прогнозу ИИЭТ, в этом году экспорт из Китая разных видов нефтепродуктов – в первую очередь моторного топлива – увеличится до 54,7 млн т, что на 31,7% больше чем годом ранее. По мнению экспертов ИИЭТ, увеличению экспорта будет способствовать рост мировой экономики, за которым последует восстановление спроса на нефтепродукты. Отчет ИИЭТ указывает на то, что Китай намерен стать одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов в мире. 

Кроме нефтепродуктов Китай последние годы быстрыми темпами наращивает производство нефтехимической продукции – полиэтилена и других полимеров. В стране строятся не НПЗ, а нефтехимические комплексы. 

В этом году планируется запустить установки по выпуску этилена – исходного сырья для производства полиэтилена –мощностью 8,45 млн т/г, что является рекордным показателем для китайской нефтехимической отрасли. 

Совокупные мощности Китая по производству этилена увеличатся на 24% по сравнению с 2020 годом, достигнув 43,63 млн т/г, что сопоставимо с мощностями США. 

В отличие от нефтепродуктов во время пандемии коронавируса потребление нефтехимической продукции в Китае увеличилось вследствие роста спроса на медицинские материалы. В 2020 году потребление продуктов нефтехимии увеличилось на 4,6% по отношению к предыдущему году. В ИИТЭ считают, что рост нефтехимических мощностей продолжится в 2022 и последующие годы. 

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КИТАЙСКИЙ РЫНОК

Россия наряду с Саудовской Аравией являются крупнейшими поставщиками нефти в Китай. Россия в марте поставила 7,44 млн т, уступив первенство Саудовской Аравии, которая экспортировала в Китай 7,84 млн т. Между двумя странами развернулась жесткая конкуренция за лидерство в поставках нефти на китайский рынок. В марте Saudi Aramco – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии – объявила, что ее приоритетом в течение ближайших 50 лет станет обеспечение энергетической безопасности Китая.

По официальным данным, поставки иранской нефти не осуществляются третий месяц подряд. Однако западные агентства сообщают, что в марте импорт нефти из Ирана в Китай достиг рекордного уровня – 3,75 млн т. Китайские власти не предоставляют данные об импорте нефти из Ирана, поскольку эта страна находится под жесткими санкциями США. В прошлом месяце Китай заключил с Ираном долгосрочное соглашение, согласно которому Пекин намерен инвестировать в экономику Исламской республики $400 млрд в течение 25 лет в обмен на поставки иранской нефти. Ряд экспертов полагают, что Иран уже в этом году станет третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Из-за роста импорта иранской нефти Китай, который стремится к диверсификации поставок, может сократить закупки у Саудовской Аравии и России. 

Россия имеет неоспоримое преимущество перед другими странами, поскольку может поставлять нефть в восточном направлении по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), пропускная способность которого достигает 80 млн т. Трубопроводные поставки позволяют значительно сократить расходы, связанные с доставкой нефти потребителям. 

Поставки напрямую в Китай осуществляются по трубопроводу Сковородино – Мохе, который является отводом от ВСТО. Китайские компании также являются основными покупателями российской нефти, отгружаемой в порту Козьмино – конечном пункте ВСТО. 

Кроме того, российская нефть в Китай поступает через Казахстан по трубопроводу Атасу – Алашанькоу мощностью 10 млн т/г. 

"Роснефть" – крупнейшая российская нефтяная компания – является монопольным поставщиком нефти в Китай трубопроводным транспортом.

Просмотров 914
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!


^