$75.56 +0.49%
$ 72.33 -0.34
$ 86.33 -0.38

После запуска "Северного потока-2" Украина освободится от Газпрома

РИА Новости
24 мая/ 10:17

С появлением на минувшей неделе новости, что США намерены отказаться от санкций в отношении компании «Nord Stream 2 AG», Украина начала переходить к стадии принятия в вопросе о том, что газопровод «Северный поток-2» (СП-2) все же будет достроен и запущен.

Все последние годы высшие украинские чиновники и люди, ответственные за газовую сферу, козыряли тем, как долго Украина не закупает российский газ. И вот к некоторым из них приходит осознание, что будет, когда Украина действительно не сможет виртуально приобретать российский газ через западные фирмы-"прокладки" — посредством его отбора из транзитной трубы, получая при этом от "Газпрома" оплату за фактически неосуществленную прокачку газа.

И мысли в связи с происходящим к ним приходят совсем невеселые. Ведь это сулит Украине не только новые финансовые потери из-за еще большего сокращения транзита газа (в нынешнем году он уже будет вдвое меньшим, чем в 2017-2019 годах), но и необходимость реально покупать газ в Европе и оплачивать его доставку до Украины. Плюс к этому добавляются интересные с технической и финансовой точки зрения вопросы доставки газа по территории Украины, а также содержания газотранспортной системы (ГТС).

Это тот самый случай, о котором говорится в пословице: "Не плюй в колодец — пригодится воды напиться". Украинские власти смачно харкали туда много лет. Причем не только демонстративным отказом прямо закупать газ у "Газпрома", но и попытками вставить свои пять копеек в препятствование строительству СП-2, декларируемыми планами о кратном повышении стоимости транзита, судебными спорами, один из которых даже закончился грандиозной перемогой благодаря западным традициям "непредвзятого" их рассмотрения.

Теперь за все это придется заплатить сторицей. И возможна ситуация, когда минимальный российский транзит нужен будет уже не для того, чтобы на нем зарабатывать, а для того, чтобы украинская ГТС хоть как-то функционировала.

Любопытно, что отношение к СП-2 на Украине в устах чиновников прошло все стадии известной теории отношения к неизбежному американского психолога Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (в модели речь шла об оглашенном пациенту смертельном диагнозе). Разве что последние две стадии слились воедино.

Еще более любопытно, что по той же модели на Украине развивалась ситуация с Крымским мостом. Сначала отрицался сам факт возможности его постройки. Позже был гнев по поводу участия в строительстве китайских и прочих иностранных компаний. Ближе к окончанию строительства произошел переход к торгу: он выразился в публикациях о том, что мост на самом деле не строят, а все демонстрируемое — съемки условного "Мосфильма". По итогу строительства была небольшая депрессивная фаза. А закончилось все принятием, правда, в извращенной форме: мол, "заберем мост вместе с Крымом и Кубанью".

Пропагандисты, конечно, продолжают петь прежние песни, которые далеки от стадии принятия. Например, "Укртрансгаз" до сих пор "переможно" считает количество дней отсутствия импорта газа из России, а упоротые издания даже празднуют юбилеи, опираясь на этот отсчет. При этом, кстати, "Укртрансгаз" уже второй год не занимается транзитом российского газа — после реструктуризации "Нафтогаза" это делает компания "Оператор ГТС Украины".

А ее глава Сергей Макогон на прошлой неделе заявил: "Я оцениваю прямые и косвенные потери Украины от запуска СП-2 в пять-шесть миллиардов долларов в год". И разложил их на составляющие: 1,5 миллиарда неполученной платы за транзит, два-три миллиарда — из-за необходимости покупать российский газ в Германии и транспортировать его оттуда, остальная сумма — неизбежные дополнительные субсидии государства из-за более дорогого газа.

Конечно, этот прогноз очень приблизительный, основан на варианте полного прекращения транзита и относится к 2025 году, когда перестанет действовать нынешний контракт, — до тех пор 1,5 миллиарда долларов "Газпром" будет платить Украине по формуле "качай или плати".

И все же с учетом того что финансовый результат "Нафтогаза" и "Оператора ГТС Украины" в сумме по итогам прошлого года оказался нулевым (убытки "Нафтогаза" были перекрыты прибылью "Оператора" от транзита), это означает, что после 2024 года газовая сфера Украины будет иметь финансовую дыру в пять-шесть миллиардов долларов, которую покрыть нечем.

И ведь еще вопрос: сможет ли в принципе украинская ГТС функционировать в постоянном реверсном режиме при полном отказе "Газпрома" от транзита? В условиях уничтожения значительной части промышленности и снижения потребления газа для его доставки в отдельные регионы может просто не хватить давления.

Второй вопрос: сколько будет стоить доставка газа по территории Украины?

И ведь все это не результат козней "Газпрома" и России, а логичный итог действий руководства украинского государства и его газовой отрасли. На протяжении 20 лет Украина отказывалась продать свою ГТС за приличные деньги, передать ее в совместное управление (хоть России и Украины, хоть России, Украины и Германии), регулярно бузила и пыталась шантажировать своим почти монопольным положением транзитера.

После Майдана все это приняло гипертрофированные формы — с демонстративным отказом напрямую закупать газ, шантажом на тему тарифов за транзит, назойливым препятствованием строительству СП-2 и судебными исками. Выигранные с помощью "западных партнеров" три миллиарда долларов оказались пирровой победой: они абсолютно несопоставимы с масштабами будущих потерь.

А пока велись споры вокруг СП-2, Россия построила "Турецкий поток", против которого Украина и не пискнула, не желая нервировать Турцию, которую почему-то считает своим союзником. Хотя, на самом деле, "Турецкий поток" для Украины даже опаснее: он уже отобрал транзит российского газа в Южную Европу в объеме более 30 миллиардов кубометров в год, для которого раньше Украина была единственным маршрутом. Хотя, разумеется, все эти годы на газовых схемах на Украине делались целые состояния.

Впрочем, глава "Газпрома" Алексей Миллер давно заявлял, что транзит в 10-15 миллиардов кубометров через Украину, скорее всего, останется и после 2024 года, в таком объеме он выгоден "Газпрому".

Правда, тут уже украинские эксперты сокрушаются, что прокачка 15 миллиардов кубометров газа убыточна для Украины. Они не задумываются, что речь будет идти не о получении прибыли, а о минимизации убытков и банальном функционировании ГТС: каждый поставленный кубометр газа с востока будет уменьшать на тот же кубометр необходимость реальной закупки и доставки газа с запада.

При прокачке 15 миллиардов кубометров Украина получит за транзит всего 500 миллионов долларов, чего явно недостаточно для содержания ее нынешней ГТС. Но зато сможет газ отбирать, а западным покупателям "Газпрома" замещать его путем покупки в Европе. Что совокупно с транзитными платежами минимизирует потери миллиарда на полтора, пишет РИА Новости.

Что же касается содержания ГТС, то Макогон заявил о планах ее сокращения в пять раз. Это даст экономию еще в миллиард, но уменьшит максимальные возможности для транзита с нынешних теоретических 146 миллиардов кубометров до примерно 30 миллиардов — причем навсегда.

Такой вариант не только сократит потери для Украины, но и решит для "Газпрома" проблему каких-либо ограничений со стороны Европы в использовании СП-2 и, возможно, снизит интерес США к провоцированию конфликтов между Украиной и Россией и внутри Украины.

Хотя дополнительные издержки для украинских потребителей газа неизбежны даже в этом случае.

Просмотров 1848
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

11.06.2021
Экс-глава Нижневартовска Василий Тихонов сообщил, что проверка в отношении него закончена

12.06.2021 Кузя

Да нет. Проверки только начались. Не всё так однозначно

10.05.2021
Губернатор Югры поручила за четыре дня снизить цены на бензин

08.06.2021 Иванов Иван Иванович, 25

В итого цена выросла почти на 10%

22.09.2020
Газификация регионов: в пилотный список попали лидеры и аутсайдеры

03.06.2021 говорили бесплатно проводит газ до участка . а теперь выделили 15 пилотных регионов .а другим что

говорили бесплатно проводит до участка газ. а теперь опять выходит 15 пилотных регионов. а другие регионы когда

29.05.2021
Губернатор Югры предложила с 2022 года масштабировать НДД на всю нефтяную отрасль

01.06.2021 Стрельников Иван, 40 лет

Больше похоже на чистый пиар перед выборами. Минфин уже опровергает возможность изменения налогообложение нефтегазовой отрасли в ближайшее время.

27.05.2021
Наталья Филина: Только корпорации в состоянии строить безопасные промышленные объекты

01.06.2021 Каприелов Константин Любнардович, к.т.н. 67 лет

И не только экологических. Проблемы с аварийностью на сложных технических объектах могут быть и без ущерба природе, но при этом другие формы ущерба могут быть ещё более значимыми.

25.05.2021
Генадий Шмаль на форуме в Уфе развеял самые популярные мифы о нефти и газе

26.05.2021 Реутова Ольга

Отличное выступление!

25.05.2021
Алексей Кудрин: Доля нефтяных доходов будет стабильно падать

25.05.2021 Иванищев Василий Васильевич , 70 лет

Сначала нужно кратно поднять прожиточный минимум , а после этого что - то выбирать (кому и сколько ). Иначе всё это словоблюдство ,которое мы слышим уже более 20 - ти лет .

05.06.2014
Профессии нефтегазовой отрасли - в числе самых высокооплачиваемых

24.05.2021 Антон

Отучился в ТюмГНГУ как раз таки по нефтяной отрасли, теперь прохожу профессиональную переподготовку в РБК (https://rostbk.com/catalog/professionalnaya-perepodgotovka/pp-neftegazovoe-delo/). Востребованность по данному направлению растет, особенно в северных районах

19.05.2021
Украина подсчитала убытки от запуска "Северного потока-2"

22.05.2021 андрей

не плачьте-украина договорилась через сша что когда будет запущен северный-2 до 30 года россия обязана будет платить за старый газопровод через украину транзакцию


^