$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Нефть и газ смогут везти только российские суда

Коммерсант
28 мая 2021/ 12:46

Только суда российской постройки смогут перевозить уголь и углеводороды по Севморпути, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой. Такой проект постановления правительства подготовил Минпромторг в развитие одобренных в конце мая поправок к Кодексу торгового мореплавания. Впрочем, у правительства сохранились широкие возможности по предоставлению исключений. Эксперты называют список устрашающим и полагают, что крупный бизнес вновь добьется изъятий для своих проектов.

Минпромторг подготовил проект постановления с перечнем видов деятельности, которые могут осуществляться только судами российской постройки (в соответствии с 719-м постановлением правительства). В перечне морские перевозки нефти, газа (в том числе и сжиженного), газового конденсата и угля, добытых в РФ (в том числе на континентальном шельфе) и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Под ограничения попадет хранение угля и углеводородов на судне в акватории Севморпути. Также в списке: каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, а также ледокольная и лоцманская проводки. Цель нововведений — развитие импортозамещения в судостроении и обеспечение заказами российских верфей.

Сам механизм был создан в ходе изменений Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которые президент подписал 26 мая. Он стал развитием принятых в конце 2017 года поправок к КТМ, по которым каботаж и перевозки нефти, газа и угля на Севморпути должны обязательно осуществляться судами под флагом РФ. Против обязательств строить суда в РФ ранее активно выступал НОВАТЭК — основной грузоотправитель на Севморпути. Компания смогла получить исключения по использованию судов под иностранным флагом (см. “Ъ” от 19 марта 2019 года), а также сможет построить шесть газовозов для своих СПГ-проектов за рубежом. При этом НОВАТЭК уже заказал 15 газовозов на дальневосточной «Звезде».

Согласно поправкам к КТМ, требования по использованию судов российской постройки (то есть соответствующих параметрам 719-го постановления по локализации) не распространяются на уже сданные или заказанные суда. Кроме того, правительство может разрешить использовать иностранные суда, если в РФ отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства. Также правительство может разрешить работать судам, не отвечающим критериям 719-го постановления, если их строительство «невозможно обеспечить».

В Минпромторге и Минтрансе тему не комментируют. За ограничения выступала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Но, выступая на круглом столе по импортозамещению в Госдуме, глава ОСК Алексей Рахманов отмечал, что в поправках к КТМ «такое количество исключений, что закон по форме остался, а по сути выхолощен до нуля».

В нефтяных и газовых компаниях на запрос “Ъ” не ответили. В «Волжском пароходстве» говорят, что создание ограничений на каботаж приведет к потере грузовой базы для судов, работающих под российским флагом, и негативно скажется на отрасли. Там считают, что для роста заказов на верфях РФ уже созданы стимулы в виде господдержки по «отлично зарекомендовавшему себя 305-ФЗ», а также высоких импортных пошлин на комплектующие.

Источники “Ъ” в судоходном сообществе уверены, что крупные заказчики смогут обосновать исключения. Один из собеседников называет ограничения «правильными»: пока не будет жесткого подхода и значительного объема заказов, судостроение развиваться не будет. Но другой отмечает, что подготовленный перечень полностью скопирован с ограничений по флагу, а это «принципиально разные вещи» и перечень нужно менять с учетом реальных возможностей верфей.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, говоря об ограничениях по каботажу, отмечает, что развивающиеся судоходные компании, обеспечивающие перевозки в Сабетту, Дудинку, Енисейский залив, Певек, покупают суда на вторичном рынке, а флот отечественной постройки отсутствует. Он добавляет, что цена строительства судов в РФ гораздо выше, чем за рубежом. Список «устрашающий», добавляет эксперт, но опять «будут решения по исключению отдельных проектов». При этом он считает странным, что в перечень не попала перевозка горнорудной продукции, из-за чего ограничений избежали «Норникель», Polymetal (Майское месторождение), железорудный концентрат «Еврохима», Баимское месторождение.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что поддерживают данный проект, выступая за локализацию строительства судов в России. В настоящее время ведутся консультации с Минпромторгом, производителями судового оборудования, представителями верфей и судовладельцами для того, чтобы определить баланс между потребностями судовладельцев и возможностями производителей судового оборудования и судостроительных предприятий, для поэтапного и плавного перехода к большей локализации строительства судов в РФ, заключили в Минтрансе.

Просмотров 3074
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^