Расход на топливо: эксперты спрогнозировали подорожание бензина на 8–10%
В 2022 году автомобильное топливо может подорожать на 8–10%, или примерно на 5 рублей за литр, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По словам аналитиков, такого скачка стоимости можно ожидать в связи с ростом инфляции, а также с увеличением издержек бизнеса. По официальным данным, в 2021 году подорожание бензина фактически сравнялось с инфляцией и составило чуть более 8%. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, рост акцизов стали основными факторами формирования относительно высоких цен, отметили участники рынка.
Высокий уровень
В среднем за год цены на топливо в России поднимаются на 8–10%, в 2022 году они вырастут так же, сказала «Известиям» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Подорожание в рознице произойдет вслед за увеличением издержек бизнеса на оплату труда, логистику, хранение, заявила эксперт.
— Помимо этого цены на топливо в России в принципе не могут снижаться: 2/3 стоимости литра — это акцизы, сборы, налоги, а они как минимум не сокращаются, — добавила она.
По данным Росстата, с января по 20 декабря 2021 года бензин в России подорожал на 8,7%, превысив инфляцию за тот же период в 7,98%. К концу года такой темп сравнялся с инфляцией, которая, как заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по итогам года составит чуть более 8%.
Розничные цены на бензин росли весь 2021 год, самой низкой цена топлива была в начале года, сказал «Известиям» эксперт в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. Аналитик отметил, что в январе 2021-го литр АИ-92 стоил около 43 рублей за литр, АИ-95 и дизель — примерно 47 рублей. На исходе года средние цены по стране достигли 46,5 рубля за литр АИ-92, 50,1 рубля за АИ-95 и более 52 рублей за дизель, добавил он.
В 2022 году ЦБ ожидает замедления инфляции с нынешних 8% до 4–4,5%, что и дает ориентир по росту цен на топливо в следующем году, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.
Впрочем, президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что с учетом инфляции в 2021 году около 8% и в 2022-м справедливо ожидать схожих темпов роста цен на топливо.
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев добавил, что в 2022-м планируется увеличение акциза, так что все виды топлива к концу 2022 года могут прибавить примерно 5 рублей за литр.
Цены вслед за спросом
Основными факторами влияния на рынок нефтепродуктов остаются мировые цены и фискальная политика государства по отношению к ТЭК, сказал «Известиям» член комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич.
— После стрессового 2020 года, когда цены на нефть опускались до отрицательных значений, в 2021-м оптимизм в стоимости топлива был значительно выше оптимизма экономики в целом. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, продолжающие рост акцизы стали основными факторами формирования высоких оптовых цен, — отметил депутат.
Проблема рынка — постоянно догоняющие меры регулирования, считает Дмитрий Гусев.
— Начиная с марта начался резкий рост потребления, обычно характерный для лета, активизировался внутригосударственный туризм и вырос спрос на нефтепродукты. Предложения ФАС и Минэнерго в части регулирования рынка не успевали за ростом цен, — заявил Дмитрий Гусев.
Эксперт подчеркнул, что ни увеличение на 1% обязательных к реализации объемов на бирже, ни угрозы запрета экспорта, ни изменение механизма расчета демпфера не смогли уберечь рынок от достижения новых исторических пиков как по бензину, так и по дизтопливу. Как писали «Известия», Минэнерго рассматривало возможность временного ограничения поставок нефтепродуктов за рубеж для стабилизации цен. Меру в итоге не приняли.
Регулирование рисков
Дмитрий Гусев напомнил, что осенне-зимний сезон 2021 года был осложнен снижением производства зимнего дизеля на нефтебазах в связи с тем, что Минфин изменил позицию насчет доначисления акцизов. «Известия» писали, что в 2021 году министерство напомнило производителям зимнего дизельного топлива о необходимости платить дополнительный акциз при изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. Хотя, по словам представителей бизнеса, ранее власти разъясняли, что платить сбор при производстве ДТЗ не требуется.
— Все эти факторы влияли лишь на оптовую цену. Розничная цена на топлива оставалась в пределах инфляции, что создавало дополнительные неудобства собственникам АЗС, — подчеркнул Дмитрий Гусев.
Как эксперты заявляли «Известиям» ранее, с 2019 года власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, но свои убытки крупные холдинги способны компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета, поясняли специалисты. В итоге независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у ВИНК, потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов. Такая ситуация приводит к банкротству независимых заправок, но во многих регионах они составляют подавляющее большинство и граждане сталкиваются с труднодоступностью топлива, добавил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо понизить налоговую составляющую в стоимости бензина, считает Андрей Лобода. По его словам, более 70% в розничной цене автомобильного топлива — это акциз и другие налоги.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык