$86.09 -0.19%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Минэнерго предложило перевести каждый десятый автобус на водород

РБК
09 февраля 2022/ 11:37

Для увеличения потребления водорода на внутреннем рынке необходимо перевести на него 10% городского транспорта, считает Минэнерго. Но основной поставщик автобусов — ГТЛК — называет стоимость водоробусов неподъемной для регионов

Минэнерго предложило перевести 10% городского и междугородного пассажирского транспорта на водород к 2030 году, а также развивать водородную заправочную инфраструктуру в России. Об этом говорится в проекте технологической стратегии развития водородной отрасли, разработанной Российским энергетическим агентством (входит в структуру министерства). У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил федеральный чиновник. По словам представителя Минэнерго, проект стратегии направлен на согласование в профильные ведомства и должен быть внесен в правительство до 10 марта.

В августе 2021 года правительство утвердило концепцию развития низкоуглеродной водородной энергетики до 2050 года, согласно которой Россия намерена занять не менее 20% мирового рынка водорода к 2050 году и экспортировать к этому времени от 15 млн до 50 млн т водорода в год. Сейчас в мире почти не производится низкоуглеродный водород. К 2050 году мировой рынок может вырасти до 122 млн т водорода, уточняется в технологической стратегии.

Какие перспективы у транспорта на водороде

Одним из основных направлений использования водорода является производство топливных элементов на его основе и топлива для транспорта. В конце 2020 года президент Владимир Путин дал поручение правительству к 2023 году создать городской автобус на водородном топливе. Основными преимуществами такого автобуса по сравнению с электробусом должны стать более быстрая заправка и увеличенный ход без подзарядки.

Перспектива повсеместного внедрения водородного транспорта может «иметь горизонт до 30 лет», который в целом можно отнести и к срокам внедрения водородных автобусов в Москве, отмечал глава дептранса Максим Ликсутов в апреле 2021 году. В июле прошлого года мэр Сергей Собянин заключил соглашение с КамАЗом и «Роснано» по созданию производства водородного электробуса на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в Москве.

Первый тестовый водоробус поступит в Мосгортранс уже в конце 2022 года, сообщили в пресс-службе предприятия. Но пока преждевременно говорить о планах перевода общественного транспорта на водород, предупреждают там: «Прежде чем принимать решение о закупке того или иного вида подвижного состава, мы тестируем его в реальных городских условиях при разных температурных режимах». В автопарке Москвы уже 1 тыс. электробусов, благодаря эксплуатации которых в 2021 году удалось снизить выбросы CO₂ на 30 тыс. т. Москва планирует полностью отказаться от эксплуатации автобусов на бензине и дизеле, говорил Ликсутов. По словам представителя Мосгортранса, московская концепция развития электротранспорта подразумевает полный переход на электробусы к 2030 году.

Один из основных поставщиков городского пассажирского транспорта в регионы — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК; подведомственна Минтрансу). Ее представитель называет нереалистичной задачу заменить даже 10% автобусов на водоробусы к 2030 году. «По предварительным оценкам, стоимость водоробусов окажется неподъемной для большинства российских регионов, даже без учета стоимости заправочной инфраструктуры», — сказал он. По его словам, регионы отдают предпочтение автобусам на газомоторном топливе, цена на которые составляет около 15% от примерной стоимости одного водоробуса. Сейчас такие автобусы стоят около 13,5 млн руб. (данные ГТЛК), то есть один водоробус может обойтись в 90 млн руб.

В Минэнерго, а также производители — КамАЗ и «Роснано» — на момент публикации не ответили на вопрос РБК о потенциальной стоимости водоробусов.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что транспорт на водороде будет активно конкурировать и с электробусами, и с техникой на газе. В Москве и Санкт-Петербурге уже 7% городского транспорта работает на разных видах газового топлива. Легче и дешевле переводить на водород автобусы, которые сейчас работают на СПГ, чем закупать новые водоробусы, полагает он.

«Эксперты прогнозируют, что водород — это главное топливо будущего, потому что при его производстве происходит нулевой выброс [парниковых газов] и эта энергия эффективная», — говорил в интервью РБК губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, в этом регионе планируется несколько проектов по производству водорода.

Какие водородные технологии предлагается развивать в России

Минэнерго предлагает перевести на водород 10% общественного транспорта не только из-за соображений экологии, но и для повышения спроса на это топливо на внутреннем рынке. Согласно проекту технологической стратегии, водород также планируется использовать в таких отраслях, как химическая промышленность (производство аммиака и метанола), нефтепереработка, металлургия и энергетика. Планируется развивать и удешевлять такие технологии, как производство водорода путем электролиза воды, пиролиза метана, выделение водорода из атомной энергии, а также из металлов, например железа, алюминия и магния и их соединений.

В технологической стратегии указаны три этапа для создания и внедрения водородных технологий.

До 2024 года предстоит создать реестр существующих и перспективных технологий и приоритетных пилотных проектов в области водородной энергетики, инжиниринговые центры и полигоны для апробации технологий и оборудования.
С 2025 по 2035 год намечено создание критически важных технологий производства, транспортировки и хранения водорода, в том числе получения мембран для очистки водорода, высокотемпературных материалов для твердооксидных топливных элементов и электролизеров, катализаторов и т.д.
С 2036 по 2050 год уровень локализации технологий производства, транспортировки, хранения и применения низкоуглеродного водорода должен составить более 85%. Кроме того, следует обеспечить дальнейшее развитие методов компримирования водорода, сжижения водорода и его транспортировки в конденсированном состоянии, в том числе и крупнотоннажной, а также методов хранения и транспортировки в органических и неорганических носителях.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в конце прошлого года, что Россия планирует создать водородные турбины и перевести часть электроэнергетики на водород уже в ближайшие пять-шесть лет.

Почему растет спрос на водород

В планах Евросоюза к 2050 году достичь полной углеродной нейтральности (равенства вредных выбросов, выделяемых в атмосферу и извлекаемых оттуда), поэтому спрос на водород вырастет не только в мире, но и на внутреннем рынке — он будет использоваться в целях декарбонизации. Частью «зеленых» инициатив ЕС является введение трансграничного углеродного налога — пошлины на импортируемые товары с большим углеродным следом. Этот налог может обойтись российским экспортерам от €33 млрд до €50,6 млрд до 2030 года, оценивали эксперты KPMG.

Кто будет производить водород в России

В ноябре 2020 года в России был создан консорциум «Технологическая водородная долина» по инициативе вузов совместно с Российской академией наук при поддержке властей и промышленных компаний. Его индустриальными партнерами стали такие компании, как «Росатом», «Газпром нефть», «Сибур», «Северсталь» и «Трансмашхолдинг». Ключевыми регионами работы консорциума станут Томская, Сахалинская, Самарская области, а также город Черноголовка Московской области. Планируется, что в 2022 году в этих регионах уже могут появиться первые пилотные проекты в области водородной энергетики.

В Сахалинской области сейчас рассматривается два проекта по производству водорода — Air Liquid и «Росатома» на Сахалине, а также датской Copenhagen Offshore Partners на северокурильском острове Шумшу, рассказывал Лимаренко. Первый проект, на котором будет перерабатываться газ «Газпрома» (200 млн куб. м в год), находится на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО). Планируется, что в 2025 году начнется продажа первых 30 тыс. т водорода. Инвестиции в него оцениваются примерно в 18 млрд руб. Copenhagen Offshore Partners собирается производить ежегодно за счет энергии ветра 1,5 ГВт, 120 тыс. т водорода и продавать его в Японию, отмечал Лимаренко. Инвестиции в этот проект, по его словам, могут составить от $2 млрд до $2,5 млрд. Но представитель датской компании это не комментировал.

«Газпром нефть» намерена участвовать в проектах по разработке технологий получения, транспортировки, хранения и использования водорода, а также утилизации углекислого газа. Компания уже производит более 100 тыс. т водорода в год на своих технологических площадках (не как конечный продукт, а как «технологический агент» для нефтепереработки), в планах до 2024 года — выход на показатель 250 тыс. т.

НОВАТЭК вместе со своим французским партнером Total прорабатывает проект создания производства водорода на Ямале для собственных нужд и на продажу. Британская BP также заинтересована в сотрудничестве с российскими компаниями в проектах по производству водорода и развития технологии улавливания и хранения CO₂, отмечал глава ее российского подразделения Дэвид Кэмпбелл.

 

Просмотров 2710
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^