$62.24 -0.22%
$ 77.88 -0.56
€ 91.89 -0.58
               

Будущее метана: что происходит с рынком газового топлива в России

Лариса Привалова
04 июня 2024/ 14:16

Москва. Метан является одним из самых экологически чистых видов топлива. Помимо этого, по сравнению с бензином или дизелем, он считается и самым экономичным. Заправка автомобиля метаном обходится в 2-3 раза дешевле привычных нам марок бензинов. При этом, правительство РФ еще в 2013 году по поручению президента Владимира Путина взяло курс на развитие ГМТ в России. 

Так почему же метан считается главной альтернативой бензину, какие государственные поддержки есть у этого вида топлива и с какими трудностями могут столкнуться обладатели такого автомобиля - в материале Агентства нефтегазовой информации. 

Планы и реальность

Развитие метановых заправок идет достаточно медленными темпами, при том, что с 2019 года правительством было принято решение о предоставлении субсидий до 36 млн рублей на объект юридическим лицам и ИП, которые ведут строительство заправок ТС сжатым (КПГ) или сжиженным (СПГ) природным газом (АГНКС или криоАЗС).

В 2021 году министерство энергетики РФ, ответственное за распределение субсидии, примерно на 10% снизило лимиты и пересмотрело повышающий коэффициент для физлиц и малых-средних предприятий (МСП). Условия программы были изменены и в начале 2022 года. На тот момент, возраст автомобилей, на которые предоставлялись субсидии был сокращен до 5 лет. 

По мнению председателя координационного совета ФАР Сергея Канаева, в планах правительства первостепенным был перевод на метан государственного и коммунального транспорта.

«Я вижу две проблемы, того, почему это не удалось: во-первых, возникли сложности с получением субсидий на установку газового оборудования. Не везде ее оформление и выдача прошли как надо. Во-вторых, использование метана в Якутии и в большинстве сибирских регионов затруднительно в связи с погодными условиями. Я думаю, что проще было организовать переход на сжиженный газ, у него мощность КПД гораздо больше, нежели у сжатого», - отметил эксперт.

По словам Сергея Канаева, государственный транспорт, безусловно, можно заставить перейти на метан, но, его собственники не готовы на такой шаг в угоду интересов госкорпораций: «для них эта выгода – мизерна».

Помимо бизнеса, субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе распространяются и на автомобилистов, которые решили перевести свой транспорт на метан. В 2022 году государство увеличило субсидирование расходов с 24% до 48%. Такое постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Принятое решение нацелено на стимулирование граждан на перевод транспорта с бензина на метан.

По данным ООО «Газпром газомоторное топливо», одновременно с государственными субсидиями переоборудовать транспорт можно в рамках проекта «Народное топливо». Участие в нем компенсирует затраты на установку газобаллонного оборудования и дает скидку на топливо. Также есть программы для компенсации покупки нового автомобиля на метане до 1,3 млн рублей.

Правда председатель координационного совета ФАР считает, что с точки зрения обычного частного транспорта, метан развития не получит в силу громоздкого оборудования.

«Водители грузового авто предпочитают дизель – потому что он экономичнее в расходовании. Пропан более актуальная альтернатива бензину для южных регионов страны. Он остается выгоднее по соотношению цены за литр, стоимости оборудования и сама система пропана отлаженная, надежная и более популярна в регионах России», - добавил Сергей Канаев.

Далеко не уедешь

Для тех, кто все же решился и перевел свой транспорт на метан, острым остается вопрос заправок в городах и на трассах. То количество АГНКС, которое уже есть – лишь малая доля для большой территории РФ.

По планам правительства РФ к 2020 году в России должно было быть построено 2 тыс. АГНКС по всей стране. Но, сегодня их порядка 836. 452 метановые заправки (54%) входят в состав газозаправочной сети Газпрома, из них 364 находятся в эксплуатации «Газпром газомоторное топливо».

Как отметили в пресс-службе компании «Газпром Газомоторное топливо», в 2025 году компания планирует ввести в 12 регионах страны 19 новых газозаправочных КПГ объектов. 13 из них будут расположены на федеральных трассах М-12, М-7, ЦКАД, Р-21, Р-351.

«На сегодняшний день на трассе М-4 «Дон» создан газомоторный коридор, по которому на компримированном природном газе можно доехать от Москвы до Сочи и в сторону Крыма. Действующая газозаправочная инфраструктура также позволяет передвигаться между Москвой и Петербургом, в сторону Поволжья и до Урала», - рассказали в компании.

Но как быть тем, кто живет за пределами Северо-Западного Федерального округа? По словам руководителя проекта AGNKS.COM Михаила Никулина, на Урале и в Сибири ситуация с передвижением на метане намного сложнее. По его мнению, с нынешними темпами развития сети АГНКС и небольшой плотностью заселения в этих регионах, возможность путешествовать на метане там будет еще очень нескоро, возможно через несколько десятков лет. Тем более, что и при строительстве АГНКС в регионах возникают определенные сложности.

«Для начала необходимо найти потенциального клиента, который обеспечит загрузку станции на уровне 50% проектной мощности. Это может быть автобусный или таксопарк. Нужно продумать логистику и обеспечить для водителей возможность заправляться на маршруте хотя бы через каждые 200-300 км пути. Необходимо наличие площадки для строительства, финансирование в размере 30-70 млн рублей, получение технической возможности подключения к газопроводу и электричеству для работы компрессоров», - поделился он.

Михаил Никулин сам активно путешествует по стране на метановом автомобиле. По его словам, к необходимости сворачивать с пути, чтобы заправиться привыкаешь достаточно быстро. На би-топливных автомобилях если нет возможности заправиться метаном, можно доехать до следующей заправки на бензине. Пробег на сжатом метане составляет около 360 км., на бензине еще около 500 км.

Неразвитость инфраструктуры, пожалуй, ключевой момент, который заставляет задуматься граждан о переводе своего автомобиля на метан. Путешествие по России не будет настолько удобным и безопасным, как на бензиновой машине.  Безусловно, если у вас в дороге закончился газ вы всегда можете продолжить свою поездку на бензине. Но, не каждый готов сталкиваться с такого рода трудностями, особенно в отсутствии четкой стратегии развития этого рынка. От этого и снижаются преимущества использования метана.

Бензин, газ или электротранспорт?

Помимо развития газомоторного топлива, активно набирает обороты становление рынка электрокаров. Уже на федеральном уровне обсуждается вопрос поддержки таких автомобилей.

Сергей Канаев тоже считает, что на данный момент интересы государства поменялись и планы по развитию метанового направления отходят на второй план. В страну завозится много гибридного и электротранспорта из Китая.

«Правительство России начинает переориентироваться на них. Электромобиль «Москвич», кстати, это уже показывает. Вместе с этим государство лоббирует строительство криозаправок – считаю, что это не сегодняшний день, но это будущее», - подчеркнул эксперт.

По его словам, мир движется в сторону гибридных автомобилей – тех, которые имеют двигатель внутреннего сгорания, и хорошие аккумуляторные батареи для того, чтобы не отравлять воздух.

Солидарен с экспертом и Михаил Никулин, темпы перехода на газ замедлились, так как, у правительства сейчас имеются другие первоочередные задачи.

«Но, не понятно, зачем в нашей стране с холодным климатом, богатой природным газом, активно навязывается электротранспорт. Это какое-то «слепое подражание» западной моде», - отметил он.

Фото: Freepik

Просмотров 7318
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году

25.12.2025 Петров Сергей Сеигенвич

Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес

11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами

23.12.2025 Смирнов Николай Иванович 55 лет

Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г


^