$86.09 -0.19%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Нефтяники пошли на бензиновый шантаж

RBCdaily
27 марта 2006/ 09:27
Нефтяники пошли на крайние меры, чтобы стимулировать скорейшую отмену пошлин на ввоз импортного оборудования для НПЗ (это снизит стоимость модернизации заводов на 20%) и акцизов на нефтепродукты. Вчера председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что к 2010 г. Россию ждет дефицит отечественного высокооктанового бензина. К 2015 г. размер дефицита достигнет 8 млн тонн, а так как устаревшие российские НПЗ не поспеют за спросом, на рынок хлынет импортный бензин. По мнению экспертов, угроза дефицита – это не более чем PR-акция. Только за последние три года производство бензина марок А-92, А-95 и А-98 на 20% превысило производство низкооктанового топлива.
Переработкой жидких углеводородов в России занимаются 27 крупных НПЗ, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн тонн сырья. Также за последние полтора года было анонсировано несколько проектов строительства новых НПЗ в Тверской, Новосибирской, Псковской и Калининградской областях, а также в Ставропольском крае, на Чукотке и Коми.
Первым разговоры о грядущем дефиците бензина завел «ЛУКОЙЛ» – пионер в производстве высокооктанового топлива по стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Вице-президент компании Леонид Федун заявил, что к 2010 г. резко увеличится парк автомобилей с нынешних 20 млн до 32,5 млн штук. При этом существенную часть парка составят капризные иномарки, требующие топлива европейского качества с низким содержанием серы и свинца. Между тем устаревшие отечественные НПЗ не смогут обеспечить нужные объемы качественного бензина. По данным «ЛУКОЙЛа», в последние три года растет потребление бензина 92-й и 95-й марок, в то время как 60% продукции российских НПЗ до сих пор составляет дизельное топливо и мазут. Чтобы обеспечить спрос будущего, необходима дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающей отрасли – по 1,5 млрд долл. на каждый НПЗ. Однако такие траты могут себе позволить только частные компании, считает Леонид Федун, в итоге дефицит высокооктанового топлива неминуем.
Вчера эту тему развил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Он уточнил, что дефицит бензина появится уже в 2010 г., а в 2015 г. его объем составит 8 млн тонн при объеме производства в 38 млн тонн. Парламентарий считает, что на рынок хлынет импортный бензин. «Мы не планируем ставить барьеры импортному топливу. Но если отечественные производители не справятся с проблемой – это наш стыд и позор!», – заключил Валерий Язев. По данным комитета по энергетике, транспорту и связи, «стыд и позор» неминуемы. Чтобы избежать дефицита, к 2012 г. в модернизацию заводов необходимо вложить 15-30 млрд долл., а компании готовы потратить только 4 млрд долл.
Ситуацию усугубляет изменение требований к качеству бензина. Согласно специальному техническому регламенту о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом, с апреля 2006 г. на бензин вводится норматив «Евро-2», с 2008 г. – «Евро-3», с 2010 г. – «Евро-4». Нефтяники считают, что проблема может быть решена двумя способами: окончательной, а не временной отменой пошлины на ввоз оборудования для НПЗ в размере 5-10% (это позволит снизить стоимость модернизации на 20%) и снижением акциза на нефтепродукты.
Аналитиков прогнозы депутатов удивили. Как сообщила RBC daily старший эксперт-аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева, текущая ситуация на рынке противоположна картине, нарисованной г-ном Язевым. «Мы проводили расчеты выпуска нефтепродуктов компаниями на ближайшие 5-10 лет, у большинства заводов есть планы по модернизации к 2010 г., часть из них будет осуществлена к концу 2006 г.», – говорит она. Эти данные подтверждают и сами компании. «К концу 2006 г. модернизация наших НПЗ будет закончена», – заявил RBC daily пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. В частности, только в модернизацию Туапсинского и Комсомольского НПЗ «Роснефть» вложит 1,4 млрд долл.
Специалисты считают, что в таких условиях о дефиците бензина речи быть не может. «Мы сделали два вида прогноза – осторожный и оптимистичный, по обеим версиям дефицита бензина не будет. Осторожный вариант предполагает лишь отсутствие объемов для экспорта», – поясняет Александра Зубачева. Кроме того, у Госдумы неверные сведения об объемах производства топлива. По данным «Петромаркета», уже сейчас российские НПЗ производят 32 млн тонн бензина, прогноз на 2006 г. – не менее 33 млн тонн. С Александрой Зубаревой соглашается начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин, который говорит, что за последние три года объемы производства высокооктанового топлива стремительно растут. «В 2002 г. НПЗ произвели 14,3 млн тонн бензина марки А-92 и 14,7 млн тонн марки А-76, а уже в 2005 г. 70% производства приходилось на высокооктановый бензин», – сказал он RBC daily. В качестве примера Шеин приводит Рязанский НПЗ, который в декабре 2005 г. выпустил 45,2 тыс. тонн бензина марки А-95; 91,5 тыс. марки А-92 и лишь 115 тыс. тонн низкооктанового А-80.
По данным ЦИК ННР «Кортес», у НПЗ нет проблем и с нехваткой мощностей. Сейчас заводы загружены в среднем на 75%. У Александры Зубачевой также вызывает сомнение необходимость использования топлива европейского качества. «Если в иномарку последней модели залить бензин с повышенным содержанием серы, из строя выйдет экологический фильтр. Сложно прогнозировать, что решит владелец, который столкнется с этой проблемой – переделать машину под отечественное топливо или остаться потребителем евробензина», – иронизирует она. С ней соглашается исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, который добавляет, что иностранные производители могут снять машину с гарантии, если водитель использует топливо, не соответствующее евростандартам. По мнению аналитика ИК «Финам» Тимура Хайрулина, заявления Госдумы – PR-акция, целью которой является отмена пошлины на импорт оборудования для НПЗ и снижение акцизов на нефтепродукты.
Просмотров 1040
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^