$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Нефтяники заморозят цены на топливо

RBCdaily
28 марта 2006/ 16:41
В понедельник на встрече с премьер-министром Михаилом Фрадковым нефтяники согласились заморозить цены на ГСМ на время предстоящей посевной. Кроме того, еще в субботу нефтяные компании подписали протокол, утверждающий объем топлива, который они отпустят аграриям в ближайшие три месяца. Эксперты прогнозировали, что нефтяники пойдут на очередной «ценовой сговор» с властями ради демонстрации лояльности правительству. Правда, эффект от замораживания цен, признают аналитики, будет кратковременным. Впрочем, нефтяные компании знают рецепт, как не допустить резкого удорожания топлива. Но это потребует изменения налогового законодательства, на что правительство пока идет неохотно.
Похоже, у чиновников входит в привычку регулировать топливный рынок административными рычагами. В прошлом году по итогам беседы с Владимиром Путиным нефтяные компании объявили «добровольный» мораторий на рост цен. Искусственное сдерживание сработало, но ненадолго: после того, как сроки действия моратория истекли, цены на моторное топливо поползли вверх. По данным МЭРТ, только за январь-февраль оптовые цены на дизельное топливо поднялись на 5-6%, при этом рост розничных цен за тот же период составил 10%, что приближается к прогнозному показателю за весь 2006 г. Данные нефтяных компаний подтверждают эти цифры. В частности, по информации компании «ЛУКОЙЛ», за первые три месяца 2006 г. оптовые цены на бензин выросли на 20%, а дизельное топливо подорожало на 21%. Однако Михаил Фрадков отметил, что сейчас тенденция к росту цен «несколько уменьшилась». Судя по всему, премьер руководствовался данными Росстата, гораздо менее удручающими. Действительно, по его словам, в январе-феврале цена бензина выросла всего на 1,4%.
Видимо, столь существенные расхождения в оценках двух ведомств объясняются различиями их методики расчетов. Как бы то ни было, даже самые оптимистичные данные не радуют правительство: чиновники расценивают стабилизацию цен лишь как временное затишье перед резким удорожанием нефтепродуктов накануне посевной. «У одних компаний будет желание поднять цены на ГСМ, а у других – с учетом необходимости пересева из-за погибшей части урожая будет желание эти цены поприжать», – заявил Михаил Фрадков на встрече с нефтяниками. К тому же, помимо сезонных факторов, правительство тревожит и рост мировых цен на нефть, которые неизбежно будут «подогревать» и стоимость топлива внутри России. Только на прошлой недели цена нефти ОПЕК поднялась с 56,14 долл. до 56,70 долл. за баррель.
Из-за этих и других факторов топливо выходит сельскому хозяйству «в копеечку». Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев неоднократно жаловался, что удорожание дизтоплива ежегодно «вымывает» из сельского хозяйства до 20 млрд руб. Чтобы фермеры благополучно провели посевные работы, г-н Фрадков попросил руководителей нефтяных компаний принять меры и «удержать цены на нефтепродукты в допустимых параметрах, чтобы не вызвать осложнений в период посевных работ и не повлиять негативно на ситуацию с инфляцией».
Нефтяников не пришлось долго упрашивать. Они согласились не повышать цены на ГСМ в течение всего периода весенних полевых работ. К тому же еще в субботу на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко они утвердили объем поставок топлива для сельхозпроизводителей. Согласно подписанному протоколу, нефтяные компании в марте-мае 2006 г. обязуются отпустить аграриям 510 тыс. т бензина и 1 млн 319 тыс. т дизельного топлива, причем по ценам, действующим на конец марта. Лимит ГСМ определялся исходя из годовой потребности сельских хозяйств: на 2006 г. она составляет по автобензину – 2 млн 464 тыс. т, по дизельному топливу – 6 млн 145 тыс. т. Однако участники рынка не в восторге от заключения подобных договоров. Как отметил представитель одной из российских нефтяных компаний, попросивший об анонимности, поставки дешевого топлива не идут селянам впрок. Нередко случается так, что топливо через цепочку перекупщиков в конечном итоге оказывается на розничном рынке. «Мы продаем аграриям топливо, которое впоследствии перепродается по более высокой цене, – возмущается собеседник RBC daily. – Возникает вопрос: кто фактически срывает посевные – мы или сами сельхозпроизводители?»
Эксперты также не одобряют этого решения. Они уверены, что аграрии получат лишь временную передышку. «Искусственное сдерживание цен на топливном рынке – малоэффективная мера, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Рынок обязательно найдет способы компенсировать понесенные потери. В прошлом году объявленному мораторию предшествовал резкий скачок цен на нефтепродукты в сентябре. На мой взгляд, следует вообще отказаться от административного регулирования рынка». В том, что это не поможет отрегулировать рынок, уверена и аналитик агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина: «Внутренний рынок нефтепродуктов зависит от двух основных факторов: международных цен на нефть и системы налогообложения нефтяных компаний, – поясняет она. – Поскольку НДПИ привязан к экспортным ценам, то при удорожании нефти марки Urals себестоимость нефтепродуктов внутри страны будет продолжать расти».
Однако у правительства в запасе остаются «политические» меры воздействия на нефтяников. В феврале директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач пригрозил, что если во время посевной цены на топливо сдержать не удастся, Минэкономразвития увеличит экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо. Однако стремления властей явно противоречат друг другу. С одной стороны, они хотят, чтобы из России экспортировалось все больше переработанной, а не сырой нефти. Для того чтобы стимулировать такой экспорт, пошлину предлагается снизить, что и было сделано с февраля этого года. Задача поддержать АПК и насытить внутренний рынок дешевым топливом подсказывает прямо противоположное решение. Участники рынка полагают, что столь противоречивые меры могут привести к тому, что обе цели правительства окажутся невыполненными: экспорт нефтепродуктов сократится, а их цена на внутреннем рынке возрастет. «При подобном подходе эффект может быть прямо противоположен желаемому: вместо насыщения рынка мы получим свертывание производства нефтепродуктов, – сказал пресс-секретарь компании «ЛУКОЙЛ» Дмитрий Долгов. – Вместо системных мер по регулированию развития внутреннего рынка предлагают набор случайных решений».
У нефтяных компаний готов свой список мер, которые бы помогли отрегулировать рынок. В частности, они просят снизить вдвое НДПИ для нефти, перерабатываемой на российских НПЗ. Одновременно с этим предлагается установить единую ставку экспортной пошлины на все нефтепродукты. По оценкам компаний, эти меры позволят снизить цены на 15-20% от расчетных. Кроме того, нефтяники хотят изменить принцип формирования акцизов на нефтепродукты. Для этого, по их мнению, требуется сформировать регрессивную ставку акцизов в зависимости от технологической, экологической и качественной характеристики нефтепродукта. Однако правительство не торопится с реализацией этих предложений. По мнению заместителя министра финансов Сергея Шаталова, дифференциация акцизов возможна не раньше 2008 г. Это время потребуется для разработки технических регламентов, которые будут оценивать качество моторного топлива. Пока же правительство решает проблему уже проверенным способом – используя административные рычаги.
Просмотров 1136
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^