$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Центр развития посчитал зависимость России от нефти

Ведомости
26 апреля 2006/ 13:28
Нефтегазовые доходы в прошлом году составили две трети налоговых поступлений. Дефицит бюджета без них достиг бы 5,2%, посчитал Центр развития. В Минфине не согласны с методикой и говорят, что нельзя полностью отрезать крупнейшую отрасль экономики. А эксперты не понимают, зачем вообще рассчитывать такой бюджет, если половину расходов все равно придется финансировать из нефтяных доходов.
Идею разделить доходы бюджета на две части высказал министр финансов Алексей Кудрин, а премьер Михаил Фрадков одобрил ее — как “аналитическую меру”: такой механизм расчета позволит увидеть реальную ситуацию в экономике. Минфин же готов рассчитывать ненефтяной бюджет не только для справки, но и принять поправки в Бюджетный кодекс. “Все доходы от нефти поступают на отдельный счет, и с него разрешается трансферт на дефицит ненефтяного бюджета страны”, — объяснял идею Кудрин. Предельный объем трансферта из нефтяных доходов будет фиксироваться на несколько лет, чтобы сдержать рост расходов.
Поступления от нефтегазовой отрасли составили 71,5% налоговых доходов федерального бюджета, или 2,74 трлн руб. — если брать в расчет не только экспортную пошлину и НДПИ, но и налог на прибыль, НДС, акцизы, а также выплаты ЮКОСа. Без нефтегазовых доходов дефицит в прошлом году достиг бы 5,2% ВВП (1,1 трлн руб.), посчитал Центр развития. В 2004 г. дефицит ненефтяного бюджета был бы меньше, 3,5% ВВП, говорит эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. В 2002 г. и 2003 г. он составил бы 4,5% ВВП. “Без учета нефтегазовых доходов устойчивый уровень дефицита у нас был бы 3,5-5% ВВП”, — считает Акиндинова. Ненефтяные доходы в номинальном выражении тоже потихоньку растут — с 2,1 трлн руб. в 2004 г. до 2,4 трлн руб. в 2005 г.
Такой высокий дефицит бюджета без нефтегазовых доходов — лишнее свидетельство уязвимости российской экономики, отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. В мире ориентиром служит дефицит 3% ВВП (такое ограничение есть в странах ЕС), а если он выше, считается, что существует угроза макроэкономической стабильности. Расходы бюджета продолжают расти (в этом году, в частности, появились инвестфонд и нацпроекты), и чем быстрее будет их рост, тем дефицитнее будет ненефтяной бюджет, заключает Лисоволик.
На самом деле картина не так печальна, просто методику расчета ненефтяного бюджета Центр развития выбрал неправильную, возражает чиновник Минфина. “Нельзя полностью исключить все нефтегазовые доходы — это пол-экономики”, — поясняет он. Нужно определить базовый уровень цены на нефть и не включать в ненефтяной бюджет доходы выше него, рассуждает он: “Что это за цена — вопрос расчетов, но она должна быть ниже цены отсечения в стабфонд [сейчас $27]”. Дефицит такого бюджета будет 2-3% ВВП, а через 2-3 года аналитических расчетов можно будет закрепить этот подход законодательно, заключает чиновник.

Цель ненефтяного бюджета — не вырезать из него поступления от крупнейших отраслей, а исключить влияние ценовой конъюнктуры на формирование доходов и расходов, согласен главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин. Но определить базовую цену на нефть непросто, возражает Акиндинова. А по мнению экономиста HSBC Bank Александра Морозова, не принципиально, по какой методике считать: “Уровень дефицита в первом случае будет больше, во втором — меньше, но результат один и тот же: размер трансферта ограничит рост расходов в определенных рамках”.
Естественно, что при таких мировых ценах на нефть и уровне налогообложения нефтяной отрасли дефицит ненефтяного бюджета высок, считает Акиндинова. Главное, чтобы бюджет не верстался без нефтегазовых доходов, иначе канал ресурсов на развитие будет перекрыт и структурные проблемы за счет нефтяных денег решить не удастся. По расчетам Акиндиновой, именно расходы на инфраструктуру и инвестиции в человеческий капитал (здравоохранение, образование), выросшие за последний год, создают дефицит ненефтяного бюджета. Без учета этих расходов даже ненефтяной бюджет расширенного правительства (федеральный, региональные и внебюджетные фонды) был бы профицитен: в 2004 г. — на 5,1% ВВП, а в 2005 г. — на 4,4% ВВП. При такой доле нефтяных доходов выделять их нет никакого смысла, соглашается экономист банка “Траст” Евгений Надоршин: “Все равно через трансферт придется финансировать почти половину расходов бюджета, а это — только процедуру усложнять”. Нам без нефти никуда: и макроэкономические показатели сразу ухудшатся, и расходы бюджета достигли такого уровня, что ненефтяные доходы выделять поздно, заключает он.
Просмотров 811
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^