Саммит трех мышей: Взгляд на нефть
Уже за три месяца до пока что непонятно как вошедшей в историю встречи глав стран "восьмерки" в Санкт-Петербурге официальные лица неустанно повторяли: в первую очередь мы будем обсуждать энергетическую безопасность. Сверхвысокие цены на нефть являются угрозой для стабильного роста мировой экономики, поэтому нужны новые инициативы в этой области для стабильности мирового энергорынка. Если выкинуть из понятия "энергетическая безопасность" совокупность мало кому, кроме политиков, необходимых "философских надстроек", то речь идет о том, что США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Канада, Россия будут предпринимать в отношении высоких цен на нефть.
Мировые цены на нефть, являющиеся сейчас базой и для цен на прочие энергоносители, не исключая и подтягивающиеся к ним цены на атомное топливо, уголь и биотопливо, поприветствовали и открытие, и закрытие саммита. Если накануне саммита на мировых биржах исторических максимумов достигли WTI и Brent, то вчера нефть корзины ОПЕК стоила $71,71 за баррель. Столь высокие абсолютные значения цен еще год назад считались антинаучной фантастикой.
Объективные причины для сиюминутного текущего роста котировок есть: это и конфликт в Ливане, и взрывы на нефтедобывающих объектах в Нигерии, и существование на свете президента Венесуэлы Уго Чавеса. Что же до фундаментальных причин, то их, казалось бы, и следовало обсуждать в Санкт-Петербурге. США с 1982 года боролись с гегемонией ОПЕК на мировых рынках, сейчас же арабские страны разводят руками, говоря, что не наблюдают дефицита нефти на мировых рынках и более не способны влиять на ее цену. Примерно то же самое говорит и большинство других игроков: в целом спрос на энергоносители удовлетворяется предложением, все дело только в негативных ожиданиях – спроса на нефть в Юго-Восточной Азии и КНР, перехода Уго Чавеса от угроз к действиям, перекрытия Ираном Ормузского пролива, ураганов в Атлантике, конца света, наконец.
Гора "восьмерки" родила в сумме трех мышей. Мышь #1 – совместный план действий стран G8 для достижения энергобезопасности. Содержание документа, носящего характер глобальный до полной неконкретности, можно изложить одной фразой: "Надо бы подумать, что сделать, а впрочем, все равно ничего не поделаешь". Мышь #2 – заявление Владимира Путина о том, что Россия готова в обмен на энергоактивы в Евросоюзе предоставлять доступ к собственным нефтегазовым месторождениям. Мышь #3 – спецзаявление премьер-министра Италии Романо Проди: "Мы убеждены в том, что цены на энергоносители будут высоки".
Нельзя сказать, что в распоряжении G8 не было инструментов воздействия на ситуацию, которые можно было бы обсудить. В конце концов, в среднесрочной по меркам "восьмерки" перспективе 15-20 лет и предложение России сбивать цены с помощью долгосрочных контрактов под контролем государства, и противоположное предложение ЕС – устранить препятствия на пути транзита углеводородов и усилить конкуренцию на энергорынках через ликвидацию тесно связанных с государствами монополий на локальных энергорынках – выглядят работоспособными. Однако "восьмерка" предпочла отделаться довольно беззубой декларацией, которая на цены повлияет не больше, чем новые пятна на солнце.
Ощущение, что на деле высокие цены на нефть беспокоят только Россию (и то в приятном смысле), все более усиливается. Это и понятно, если проанализировать, что на самом деле представляют собой нынешние высокие цены на нефть. Простейшее сравнение значений исторических "нефтяных шоков" 1973 и 1981 годов с нынешней ценой барреля показывает, что с учетом инфляции $80 за баррель нефти сегодня – это пока еще меньше, чем $39 за баррель в 1981 году. А если пересчитывать цены на нефть, исходя из доли нефтеторговли в национальных ВВП, то лишь при цене нефти $150-155 за баррель ситуация станет аналогичной ситуации 1973 года, когда Европа и США были вынуждены перестраивать экономику под новые реалии. Так что нефтяное изобилие в России – нормальная ситуация, а не исключение из правил. Пожалуй, это главный вывод, который можно сделать по итогам саммита G8.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, заведующий отделом экономической политики Ъ