$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Нефть пошла. Но спор о доходах от нефтеэкспорта продолжится

Ведомости
11 января 2007/ 08:32
Вчера Минск отменил пошлину на транзит российской нефти, и сегодня она должна дойти до западных потребителей. Но конфликт не исчерпан — Россия и Белоруссия продолжат спор о разделе доходов от нефтеэкспорта.

Конец войне
Экстренно собравшись, белорусское правительство аннулировало вчера пошлину ($45 за 1 т) на транзит российской нефти, введенную задним числом с 1 января. “Это позволяет говорить о том, что у нас есть практически все для возобновления транзита нефти. Я уверен, что завтра поставки нефти в Европу будут осуществляться в полном объеме”, — заявил вечером на пресс-конференции президент “Транснефти” Семен Вайншток. Экспорт был остановлен “Транснефтью” 8 января из-за самовольного отбора Минском 79 000 т топлива из транзитной трубы.
Этим событиям предшествовал звонок президента Белоруссии Александра Лукашенко российскому коллеге Владимиру Путину. По словам кремлевского чиновника, без возобновления транзита и отмены незаконной пошлины Россия категорически отказалась вступать в переговоры по ключевому для Белоруссии вопросу — экспортной пошлине на нефть. Россия ввела ее с 1 января в размере $180,7 за 1 т, сделав тем самым невыгодными поставки нефти на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке.
Пойти на такой шаг Москву вынудила Белоруссия, которая восемь лет не хотела и слышать о распределении доходов, полученных от экспорта в Европу нефтепродуктов, выработанных из российской нефти на своих НПЗ. По соглашению 1995 г. Минск должен был перечислять России 85% пошлин, но оставлял все себе, зарабатывая, по оценке российского министра финансов Алексея Кудрина, $3-4 млрд в год. Лишившись этих доходов после введения Москвой экспортной пошлины, Минск решил надавить на Кремль транзитным побором. Но долго Лукашенко не продержался.
Больше блефовать он не мог, запасов сырья на белорусских НПЗ при полной загрузке хватало на неделю, рассуждает президент Фонда фон Мизеса в Минске Ярослав Романчук. По его мнению, еще сильнее Лукашенко опасался введения российских импортных пошлин на белорусский экспорт — мясо, молоко, телевизоры, мебель и т. д. “Фактически это выбило бы продукцию с российского рынка”, — считает Романчук. Конфликт не мог затянуться, поскольку наносил серьезный ущерб репутации России и Белоруссии в Европе, бизнесу нефтяных компаний и грозил штрафными санкциями со стороны потребителей, добавляет эксперт “Тройки Диалог” Валерий Нестеров.
По словам чиновника Белого дома, сегодня вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков и замминистра экономразвития Виталий Савельев начнут переговоры об отмене экспортной пошлины. Она возможна, если Минск согласится на раздел пошлин от экспорта нефтепродуктов в Европу в соотношении 85:15, утверждает источник в Минэкономразвития. “Даже такая пропорция нам невыгодна, поскольку Россия, по сути, дарит $600 млн соседям”, — говорит он. “Крайняя черта компромисса — 85:15”, — соглашается чиновник Минпромэнерго. Между тем в декабре 2006 г. приезжавший в Москву белорусский премьер Сергей Сидорский предложил делить доходы поровну или оставлять Белоруссии 40%.

“Дружба” навек
Демарш Белоруссии посеял панику среди российских экспортеров нефти, но за несколько дней простоя “Дружбы” им не пришлось менять систему поставок сырья. Источник, близкий к “Транснефти”, утверждает, что компания задействовала все альтернативные варианты экспорта. Кроме того, на каждой перекачивающей станции есть буферные емкости для хранения нефти, в которые можно временно закачивать “излишки”, отмечает ведущий специалист сектора маркетинга “Лукойл-Волганефтепродукта” Алексей Скотников.
“Роснефть” продолжала сдавать сырье в систему “Транснефти”, заявил вчера “Ведомостям” представитель компании. “Мы отгружаем нефть в обычном режиме, и ограничений пока нет, а значит, нет и ущерба”, — утверждает менеджер другой крупной компании.
Нефтяники рассматривали возможность альтернативных поставок в Европу, но реально их не использовали, подтверждает чиновник Минпромэнерго. “Дружба” — настолько большой экспортный канал, что заменить его просто нечем, — рассказывает директор по развитию бизнеса Fearnleys Михаил Перфилов. — Если бы такая ситуация продлилась еще несколько дней, был бы перенасыщен внутренний рынок, заполнены все нефтехранилища и компании были бы вынуждены сокращать добычу“.
В качестве альтернативы остается только железная дорога, разводит руками сотрудник крупной нефтяной компании. По его данным, максимальный объем экспорта по железной дороге в 48 млн т был достигнут в 2004 г., но с тех пор на европейском направлении он практически сошел на нет — с расширением трубопроводной системы, по которой качать нефть дешевле. По мнению нефтяника, чтобы снова достичь таких объемов вывоза, потребуется не менее месяца, но и это не компенсирует закрытия “Дружбы”.
А Александр Ершов из Argus Media обращает внимание на то, что переориентация части экспорта, который шел по “Дружбе”, на железную дорогу существенно увеличила бы транспортные расходы нефтяников. По его расчетам, если прокачка 1 т сырья из Западной Сибири в Германию (до белорусско-польской границы) стоит примерно $25, то ее поставка, например, в Вентспилс с перегрузкой “на колеса” в Рязани — уже $57-58.
В случае форс-мажора возлагать большие надежды на дозагрузку российских НПЗ не стоит, предупреждает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Многие из них, например у “Лукойла” и “Сургутнефтегаза”, работают на пределе мощности, у других (Омского НПЗ, Ангарской НХК) невыгодное географическое расположение. В итоге, говорит эксперт, дополнительные поставки на российские НПЗ можно оценить всего лишь в 18-22 млн т нефти в год.
Просмотров 817
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^