$90.02 -0.09%
$ 94.32 +0.25
€ 100.28 +0.35
               

От нефтепровода Дружба построят ответвления?

Время новостей
02 февраля 2007/ 14:28
Владимир Путин вчера объявил на пресс-конференции, что поддерживает идею создания экспортных маршрутов нефти и газа, которые не будут проходить по территории третьих стран. Говоря о конфликте с транзитом российской нефти через Белоруссию, он заявил: "Я уже дал поручение правительству Российской Федерации, и "Транснефть" практически приступила уже к работе над планом расширения терминалов в Приморске дополнительно на 50 млн тонн нефти (в год. - Ред.). И это существенным образом, хочу подчеркнуть - существенным образом, снизит нашу зависимость от транзитных стран". Источник, близкий к "Транснефти", утверждает, что речь идет о строительстве ответвления от нефтепровода "Дружба" с начальной точкой в районе Унечи Брянской области через Великие Луки в Приморск протяженностью около тысячи километров. Об этом проекте стало известно на прошлой неделе, а вчера в материалах Минпромэнерго, как сообщает Интерфакс, появилась информация, что решение о целесообразности строительства будет принято в течение этого года. Эксперты же неоднозначно оценивают инициативу перенаправить нефтеэкспортный поток. С одной стороны, говорят они, Россия и Европа, конечно, лишатся транзитного риска, связанного с амбициями Белоруссии. Однако с другой - существенно вырастет цена этой нефти и появится угроза экологии в регионе датских проливов и в районе Санкт-Петербурга.
Стремление как можно меньше зависеть от стран-транзитеров Владимир Путин объяснил следующим образом: "Ведь почему раньше не было вообще никаких проблем? Но мы же с вами хорошо понимаем: все эти транзитные маршруты - и по нефти, и по газу - какими были, где они проходили? Либо по территории нашего единого государства - Советского Союза, либо по территориям стран так называемого восточного блока. Вообще не было никаких проблем, конечно. А сейчас они возникли, потому что транзитные страны как бы осознали свою значимость и хотят получать соответствующие средства за транзит. Но мы и так платим 4,2 млрд долл. (в год. - Ред.) транзитным странам. И поэтому если эта цифра будет зашкаливать - а она, по нашему мнению, все-таки уже зашкаливает, - то мы конечно же будем искать пути прямых поставок. Для этого мы строим газопровод по дну Балтийского моря. Для этого мы будем расширять наши возможности по перевалке, скажем, нефти на северо-западе... Мы будем ускоренными темпами продвигать строительство с выходом трубопроводных систем на берег Тихого океана, с тем чтобы напрямую выйти на развивающиеся рынки Азии... Мы в Китай намерены строить, и будем это делать все равно... Мы проложили, как вы знаете, газовую нитку по дну Черного моря "Голубой поток". Думаем сейчас над тем, чтобы проложить вторую с возможным выходом потом либо в Южную Европу, либо в Центральную Европу, может быть, в Венгрию, может быть, в другую центральноевропейскую страну, возможно в Австрию либо в Италию, или в Израиль".
Строительство же нефтепровода вдоль границы с Белоруссией до Приморска, как считают эксперты, будет стоить 2-2,5 млрд долл. "Транснефть", судя по словам близкого к компании источника, пока воздерживается оценить этот проект, но обещает завершить расчеты через две-три недели. При этом сам порт Приморска, как говорит источник, уже сейчас может переваливать 110-115 млн тонн нефти в год. Вопрос только в трубопроводе. Сейчас его мощность составляет чуть более 65 млн тонн в год (но есть возможность с помощью специальных режимов транспортировать 74 млн). Именно поэтому мощность нового нефтепровода и была определена на уровне 50 млн тонн в год.
Однако весь вопрос в том, говорят эксперты, каким будет дальнейший маршрут российской нефти: во-первых, как к изменениям отнесутся нынешние покупатели сырья из "Дружбы", а во-вторых, насколько существующая морская инфраструктура готова к столь существенному увеличению перевозок. В этом году Россия намерена прокачать по "Дружбе" транзитом через Белоруссию около 80 млн тонн нефти. При этом в основном сырье поставляется на нефтеперерабатывающие заводы Германии (около 30%), Польши (25%), Венгрии и других стран. Примерно 12% (8,6 млн тонн по итогам прошлого года) идет в порт Гданьска. В случае если эти поставки будут перенаправлены в Приморск, транспортная составляющая для покупателей резко возрастает. По оценкам трейдеров, баррель нефти Urals (или, как теперь принято говорить, REBCO) подорожает в среднем примерно на 3 долл. Это ударит прежде всего по таким компаниям, как Total, Shell, ExxonMobil, PKN Orlen и Lotus. "Действительно, наши заводы в Германии очень сильно зависят от поставок нефти по "Дружбе", - заявил вчера "Времени новостей" представитель Total, которая закупает примерно пятую часть всего российского нефтеэкспорта. - Если условия поставок изменятся, мы будем изучать ситуацию на рынке, пока же прогнозировать что-либо преждевременно". Другие покупатели вчера были недоступны для комментариев.
При этом представитель одной из европейских трейдинговых компаний в разговоре с "Временем новостей" предположил, что гипотетически может даже сложиться ситуация, при которой окажется выгоднее закупать нефть в Иране: "Если Россия переведет нефть из трубы в море (т.е. будет осуществлять поставки не по нефтепроводу, а морским транспортом. - Ред.), то у всех компаний в Европе поломается вся экономика поставок. Ведь рост цены Urals из-за смены вида транспортировки никто в долгосрочные договоры - а транспортировка нефти по Европе обычно происходит на основе многолетних контрактов - не закладывал. Если России сейчас не удается договориться с Белоруссией и она готова пойти на практически неоправданное удорожание сырья, значит, иметь дело с этой нефтью становится рискованно". Кроме того, порт в Приморске зимой, бывает, замерзает. И если нефтяникам иногда удается переориентировать поставки с новороссийского направления на северо-западное, так как в Босфоре задержка судов сейчас, по их словам, составляет 22 дня и уже привела к убыткам, то в случае перевода части поставок по "Дружбе" в Приморск такой "переброс" сделать уже будет невозможно.
Но Владимир Путин на вчерашней пресс-конференции ответил на подобные опасения: "Я ничего не вижу плохого в том, что наши основные потребители в Европе говорят либо переходят к диверсификации своей энергетической политики. Нас это не пугает, потому что мы в свою очередь диверсифицируем пути доставки к различным потребителям и на различные рынки. Конечно, они нас маленько попугивают этим. Ведь когда мы слышим, что они будут диверсифицировать источники, то, значит, мы должны подумать о том, куда мы будем сбывать свой товар. Вот я и говорю, мы на Дальний Восток строим, мы в Китай намерены строить".
Впрочем, понятно, что от экспорта нефти в Европу Россия все равно не откажется - на восточном направлении будут задействованы месторождения Восточной Сибири, а переориентировать туда западносибирские абсолютно нерентабельно. Поэтому эти угрозы - как со стороны западных стран, так и со стороны России - можно расценивать лишь как своеобразный механизм политического торга. А раз поставки все равно будут продолжаться и при этом, как настаивает Россия, преимущество будет отдано морским путям, то вполне очевидно, что придется столкнуться с ограничениями пропускной способности датских проливов и экологическими проблемами.
Если объем перевалки в Приморске вырастет на 50 млн тонн нефти в год и вся эта нефть будет поставляться в Европу через проливы, то поставки через них возрастут на 17%, подсчитал эксперт одной из нефтетранспортных компаний. При этом количество проходов судов по проливу вырастет на четверть (сейчас около 6 тыс. проходов в год). Понятно, что Дания и Швеция, в которых вопросы экологии являются весьма серьезными, в отличие от России будут противиться такому развитию событий. Ведь там уже сейчас бывают столкновения танкеров. "По-хорошему и власти Питера тоже должны противиться этому проекту, - говорит эксперт, - ведь в случае увеличения перевалки в Приморске будет загружаться по четыре танкера в сутки. Это очень много для такого порта. И если произойдет хотя бы одно столкновение с разливом нефти - а с такой частотой это практически неизбежно, - то последствия будут более чем серьезные".
Поэтому скорее всего в таких условиях нефть из Приморска можно будет поставлять по морю лишь в тот же Гданьск и далее маршрутом "Дружбы". Но в этом случае, избавившись от транзитера под названием "Белоруссия", Россия укрепит позиции транзитера "Польша". Так что еще надо понять, стоит ли овчинка выделки. Пока с PKN Orlen удается договариваться, однако как этот концерн поведет себя в случае увеличения цены российской нефти (ведь она будет поставляться не по трубопроводу, а морем) - большой вопрос.
Так что вполне понятно, почему "Транснефть" заняла сейчас весьма осторожную позицию по вопросу строительства ответвления от "Дружбы" и не комментирует ситуацию - ей не могут быть не известны все "за" и "против" этого проекта. Правда, как сообщают информагентства, именно "Транснефть" предложила правительству этот маршрут в качестве одной из мер по снижению белорусского транзитного риска. Но это предложение было подготовлено весьма оперативно - во-первых, во время новогодних праздников, во-вторых, во время кризиса в отношениях между двумя странами, и в-третьих, почти сразу после того, как белорусская сторона во время обострения конфликта пообещала подать в суд лично на президента компании Семена Вайнштока.
Просмотров 907
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^