$63.75 +0.77%
$ 76.09
€ 88.7
               

Казахстан ожидают трудности с поставкой нефти на экспорт

Рейтер
14 октября 2008/ 09:23
Алма-Ата. Казахстану, стремящемуся стать к 2015 году одним из 10 крупнейших производителей нефти в мире, будет непросто обеспечить доставку клиентам в Европе и Китае.
Казахстан, чья экономика является крупнейшей в Средней Азии и сильно зависит от нефти, рассчитывает увеличить добычу до 100 миллионов тонн в год в течение семи лет, но транспортировка нефти стала головной болью для производителей, несмотря на растущее число маршрутов.
Казахстан отправляет на экспорт львиную долю добываемой нефти. В этом году правительство рассчитывает добыть 70 миллионов тонн и экспортировать 62,8 миллиона тонн - несколько больше, чем в прошлом году.
Сейчас основная часть казахского экспорта нефти проходит через Россию, но в последнее время Казахстан заявлял о планах создания альтернативных путей поставок в Западную Европу, к неудовольствию Москвы.
Казахская нефть поставляется по трубопроводам Атырау- Самара и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), которые идут в Россию, и по маршруту Атасу-Алашанку в Китай. Часть нефти отправляется по Каспийскому морю в Россию, Азербайджан и Иран, часть - перевозится по железной дороге в Россию и Китай.
"Казахстан очень успешно использует многовекторный подход в переговорах с Китаем и Россией", - сказала Дженнифер Кулидж, директор CMX Caspian and Gulf Consultants.
АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПУТЕЙ ПОКА НЕДОСТАТОЧНО
"Если рассматривать каждый экспортный маршрут в отдельности, мы увидим, что у каждого из них есть потенциал развития, но он недостаточен для транспортировки тех объемов, которые Казахстан в перспективе может производить", - сказала Кэтрин Хардин, директор по каспийскому энергетическому сектору в американской консалтинговой компании Cambridge Energy Research Associates (CERA).
По прогнозам компании, добыча нефти в Казахстане вырастет втрое до 174 миллионов тонн в день к 2020 году, а экспорт утроится к 2030 году.
Летом участники консорциума КТК, который транспортирует казахскую нефть в российский черноморский порт Новороссийск, согласились после долгих дебатов почти удвоить пропускную способность трубопровода до 1,2 миллиона баррелей в день, но увеличения пока не произошло.
Планы по увеличению пропускной способности трубопровода Атырау-Самара до 25 миллионов тонн в год с нынешних 15 миллионов продвигаются медленно, поскольку Россия заявляет, что Самара работает на пределе возможностей.
По трубопроводу, ведущему в Китай, в прошлом году прошло 5 миллионов тонн, что превзошло ожидания. Планируется, что возможности трубопровода будут увеличены до 20 миллионов тонн.
"Существующие трубопроводы используются на полную мощность. Мы достигли максимального объема добычи и рассматриваем возможность транспортировки железнодорожным транспортом", - сказал Джей Джонсон, глава евроазиатского подразделения Chevron, говоря о месторождении Тенгиз, где сейчас добывается 620.000 баррелей в день.
Chevron уже провел железнодорожную ветку к месторождению, хотя стоимость такого способа доставки в три раза выше, чем по трубопроводу.
НОВЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ
Железнодорожные поставки азербайджанской нефти в Грузию должны вырасти в ближайшие годы, отчего спрос на казахскую нефть уменьшится, свидетельствуют прогнозы Cross Caspian Logistics, совместного предприятия с участием государственной азербайджанской энергетической компании Socar. Каспийская нефть также сможет поставляться в Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси- Джейхан (БТС).
Но, по мнению Хардин, это не обязательно станет концом поставок казахской нефти.
Пропускная способность БТС, по которому сейчас проходит один процент мировых поставок нефти, может вырасти до 1,2 миллиона баррелей в сутки с 850.000 баррелей, но это вряд ли произойдет в ближайшее время, сказала Хардин.
Казахстан планирует построить вдоль западного побережья Каспийского моря 750-киолметровый трубопровод стоимостью $1,5 миллиарда, который будет соединяться с БТС. Конкретные сроки еще не были озвучены.
Заместитель министра энергетики Ляззат Киинов отверг предположения о том, что Казахстан собирается строить транскаспийский трубопровод, сказав, что такой проект невозможен из соображений экологии.
Потребность Ирана в каспийской нефти может помочь Казахстану экспортировать максимально возможный объем "черного золота". В прошлом году почти четыре миллиона тонн было отправлено в Иранский порт Нека.
"Это важно для диверсификации маршрутов, но составляет лишь небольшую долю казахского экспорта", - сказала Хардин.
По прогнозам CERA, с учетом всех планов по увеличению пропускной способности, Казахстан сможет экспортировать 180 миллионов тонн в 2029 году, что недостаточно, учитывая планируемый рост добычи.
Просмотров 985
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^