$62.49 -2.02%
$ 76.81 -0.46
€ 89.43 -0.28
               

Александр Романихин: Принятие зарубежных стандартов без учета российских возможностей, добьет отечественную промышленность

12 декабря 2009/ 09:15
Москва. Президент России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета 24 ноября подверг критике  действующее законодательство о техническом регулировании. После этого, 10 декабря три бывших руководителя Госстандарта обратились к президенту с открытым письмом, в котором предложили отменить Федеральный закон "О техническом регулировании". Вчера в Москве состоялось заседание межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе, где также говорили о несовершенстве указанного закона. С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию Агентство нефтегазовой информации обратилось к президенту Союза производителей нефтегазового оборудования Александру Романихину.

- Александр Владимирович, Ваше отношение к закону "О техническом регулировании".
- Свое отношение к законам "О Техническом регулировании" и "О саморегулируемых организациях" я выразил еще в 2003 году. Предупреждал об опасности этих законов постоянно. К сожалению, только сегодня пришло осознание негативных последствий принятия одного из них. Убежден, что придет время, когда встанет вопрос о проблемах с другим неестественным законом - "О СРО".
Очень похожая ситуация была с законом "О СРП", когда все ему пели аллилуйю, а мы выступали против его принятия. Нас тогда представляли в СМИ ретроградами и противниками иностранных инвестиций. Сегодня нас ругают за то, что мы хотим привнести в разработку шельфа то рациональное, что было в законе - обязательную 70-процентную норму участия российской промышленности. К сожалению, при подготовке законопроектов нет должной экспертизы профессионалов.

- Президент уже подверг критике закон "О техническом регулировании" и сейчас к нему готовят поправки. В чем их суть? Изменят ли они ситуацию к лучшему?
- Я разделяю
Читать также
критику  Дмитрия Медведева в отношении ситуации с техническим регулированием, но поправки, которые озвучивают в СМИ некоторые чиновники, на мой взгляд, очень опасны. Меня беспокоит возможность прямого применения на территории России зарубежных нормативных правовых актов, регламентов, директив и стандартов в области технического регулирования.
При этом искажается сама суть поручения Госсовета, направленного на адаптацию и использование при разработке зарубежных правил и норм в области технического регулирования. Прямое продвижение зарубежных норм и стандартов без соответствующей адаптации приведет к освоению нашего рынка иностранными компаниями, причем по нормам и правилам, принятым в стране - экспортере. На законодательном уровне фактически будут закреплены конкурентные преимущества для иностранных поставщиков и подрядчиков, а также иностранных операторов инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ. Это не способствует развитию российской промышленности, создает нездоровую конкуренцию российским производителям, допускает ввоз в Российскую Федерацию импортной продукции, неадаптированной к условиям России, что может привести к выходу из строя соответствующего оборудования, нарушениям технологических процессов, проблемам в эксплуатации и потреблении.

- А что будет в этой ситуации с импортом оборудования?
- В этом случае следует ожидать значительного роста объемов импорта продукции и прежде всего из Китая. Это крайне отрицательно скажется на реализации стратегии модернизации экономики РФ, в части, касающейся импортозамещения. Россия уже имеет отрицательный опыт прямого применения иностранных стандартов. Так, потери российских подрядчиков при реализации проекта «Сахалин-II» на базе прямого применения иностранных стандартов составили по экспертным оценкам $5-7 млрд.

- Переход на новые стандарты потребует дополнительных финансовых затрат?
- Конечно! Большинство российских предприятий ориентировано на российские нормативные документы. Организация производства, методы исследований, испытаний, измерений, лабораторная база, квалификация персонала рассчитаны на использование этих документов, которые адаптированы к российским условиям.
Переход на обязательные требования зарубежных нормативных документов потребует значительных необоснованных финансовых затрат на переоборудование, переобучение, разработку новых методик исследований и т.д. Это в свою очередь приведет к разунификации изделий, технологической и информационной несовместимости техники и технологий. Будут отвлекаться значительные ресурсы на закупку запасных и комплектующих изделий, ремонтно-восстановительные работы, что фактически приведет к удорожанию в 1.5-2 раза бизнес-процессов.
Прямое применение иностранных стандартов приведет к дальнейшему ослаблению кооперационных связей предприятий обрабатывающих производств, расположенных в странах СНГ, ЕврАзЭС, таможенного союза и союзного государства, и прежде всего предприятий, выпускающих машинотехническую продукцию.

- Как могут повлиять предлагаемые поправки на безопасность оборудования?
- В условиях нарастания числа техногенных катастроф и аварий допуск к прямому применению на территории РФ зарубежных стандартов без проведения работ по их адаптации к российским правилам и нормам проектирования, производственным технологиям и климатическим условиям существенно увеличит риски причинения ущерба. В качестве примера, можно привести национальные стандарты на арматуру, сосуды и трубопроводы, работающие под избыточным давлением, методы прочностных расчетов в которых существенно отличаются от установленных в иностранных стандартах.
Следствием прямого применения зарубежных стандартов может быть снижение уровня безопасности, установленного в стране. Устанавливаемая законопроектом норма открывает путь импорту в страну продукции с более низким уровнем безопасности, так как целый ряд международных, европейских и зарубежных стандартов устанавливают более низкие требования безопасности.
Просмотров 1409
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^