$61.12 -0.26%
$ 79.73
€ 93.56
               

Место Statoil в проекте освоения Штокмана может занять Shell

Коммерсант
25 мая 2012/ 08:41
Как и предполагал "Ъ", из затянувшегося проекта освоения Штокмановского месторождения может выйти норвежская Statoil. Сегодня этот вопрос будет обсуждаться у президента Владимира Путина. "Газпром" конфликтует со Statoil из-за схемы разработки месторождения и хочет, чтобы ее место заняла англо-голландская Shell, с которой монополия работает на Сахалине. Выход из проекта может обернуться для Statoil убытками, но на фоне конфликта с "Газпромом" компания уже договорилась о партнерстве на шельфе с "Роснефтью".
Сегодня президент Владимир Путин встретится с главами "Газпрома" Алексеем Миллером и Statoil Хельге Лундом, рассказали источники "Ъ", знакомые с ходом подготовки мероприятия. Речь пойдет о перспективе выхода Statoil из проекта разработки Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с запасами 3,9 трлн кубометров газа. Документов подписывать не планируется, пока идет лишь обсуждение "принципиальных моментов". В "Газпроме" от комментариев отказались, телефон представителя Statoil Борда Педерсена вчера не отвечал, как и телефон пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Место Statoil в Штокмане может занять англо-голландская Shell, утверждают источники "Ъ" в "Газпроме". Во всяком случае этого хочет монополия, потому что у партнеров есть успешный опыт работы в рамках проекта "Сахалин-2". Собеседники "Ъ" уверяют, что другой партнер "Газпрома" по Штокману, французская Total, покидать проект пока не собирается, хотя, по сведениям "Ъ", там также недовольны ситуацией вокруг месторождения. В Shell и Total от комментариев отказались.
В среду о возможности изменения "состава участников" Штокмана заявил зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов (см. "Ъ" от 24 мая). По его словам, о новом составе акционеров (сейчас проект на 51% принадлежит "Газпрому", на 25% — Total и на 24% — Statoil) может быть объявлено на Петербургском экономическом форуме.
Ситуация вокруг проекта освоения Штокмана и так непростая. Ожидаемые капзатраты ($30 млрд) оказались гораздо выше тех, что предполагались изначально ($20 млрд), налоговых льгот нет. Чтобы снизить затраты, участники захотели отказаться от строительства подводного газопровода с шельфа на берег и установки комплексной подготовки газа на берегу, построив только завод СПГ. На полное изменение схемы, утверждавшейся годами, было отведено всего три месяца, и схема пока не готова. Принятие инвестрешения все время откладывается (теперь на 2013 год).
При этом, утверждают источники "Ъ" в "Газпроме", "норвежская сторона ни на что толком не соглашается, ведет себя крайне нервно" и быстро договориться об изменении схемы разработки Штокмана не представляется возможным. Алексей Миллер "в одной из недавних внутренних бесед" прямо упомянул, что готов расстаться с норвежцами, говорит один из сотрудников "Газпрома". Официально Statoil демонстративно поддерживает новую схему разработки Штокмана, которая исключает поставки трубопроводного газа. Однако компания активно дистанцируется от этой идеи, подчеркивая, что она "принадлежит "Газпрому"". Если место Statoil займет Shell, это будет более понятный партнер для "Газпрома", отмечает Виталий Крюков из "ИФД-Капитала", но с приходом нового участника в проект сроки принятия инвестрешения по нему могут затянуться еще больше.
Statoil при этом придется либо списывать сделанные инвестиции как убыток, либо пытаться договориться с "Газпромом" о возмещении затрат. Общие вложения партнеров в Штокман оцениваются в $1,5 млрд (распределение долей неизвестно). В основном это затраты на строительство двух полупогружных платформ, до Штокмана так и не дошедших (они построены, но приписаны на Сахалине).
Вопрос взаимных финансовых претензий еще будет обсуждаться, а сейчас важнее политическое одобрение факта выхода Statoil из проекта, говорит источник "Ъ" в "Газпроме". В 2011 году Владимир Путин лично обещал, что инвестрешение по Штокману будет принято не позднее декабря, но сроки были сорваны. Весной главы "Газпрома", Total и Statoil приходили к господину Путину, чтобы заверить его, что все три компании в проекте остаются. Но достойный путь отступления у Statoil есть — компания недавно договорилась о партнерстве на российском шельфе с государственной "Роснефтью". Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis добавляет, что "все необходимое от участия Statoil именно в Штокмане норвежская сторона уже получила, Норвегия смогла выторговать у России выгодные условия раздела спорного сектора Баренцева моря".
Просмотров 926
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^