Чингиз Исмаилов: Спорные месторождения на Каспии надо совместно эксплуатировать
Специфику складывающихся проблем каспийской тематики в интервью Новости-Азербайджан проанализировал директор Центра регионального развития, профессор БГУ Чингиз Исмаилов:
- Каково, на ваш взгляд, текущее состояние переговорного процесса о разделе Каспия и окончательного определения его политико-правового статуса?
- Проходят ежегодные встречи по определению статуса Каспия и распределению биологических и нефтегазовых ресурсов, решению экологических проблем, определению транспортных путей по Каспию. К сожалению, за все это время только по одному вопросу все прикаспийские государства пришли к соглашению.
В частности, в 2003 году все пять стран подписали один документ - «Тегеранскую конвенцию», в рамках которой страны будут координировать и согласовывать экологические вопросы.
По другим вопросам в пятисторонних обсуждениях подписания единого соглашения пока нет, но есть определенные продвижения в решении проблем определения морских границ.
Это связано с тремя странами - Азербайджаном, Казахстаном и Россией. Есть трехсторонние соглашения, по которым согласован раздел дна Каспия, и пока еще идут обсуждения по разделу водной поверхности Каспийского моря. Азербайджан находится в более сложном положении, чем все остальные прикаспийские страны, так как Азербайджан - единственное прикаспийское государство, которое имеет морские границы со всеми четырьмя прикаспийскими государствами - Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.
С Россией и Казахстаном мнения совпадают, и основные принципиальные вопросы согласованы. Осталось определить границы с Туркменистаном и Ираном. У Ирана проблемы и с Азербайджаном, и с Туркменистаном. Здесь самой деструктивной позиции придерживается Иран, который выступает за деление на равные участки по двадцать процентов каждому государству. Но здесь возникает такой вопрос: «по какому принципу делить?»
Иранцы в одно время выдвигали идею, о том, чтобы в Каспийском море найти центральную точку, от которой по берегам к границам провести прямые линии. Конечно, в свое время в Иране, будучи на конференции, когда я услышал такое предложение, был сильно удивлен, и прямо заявил, что найти центральную точку Каспия - это архисложный вопрос, так как уровень моря меняется, площадь моря меняется. И, естественно, эта точка может варьировать: 50 км - на север, на юг, на запад, восток, может, и больше. Поэтому, кто найдет такую оптимальную точку, ему надо дать Нобелевскую премию. В Советское время Ирану подпадало тринадцать процентов, и никаких разногласий по этому вопросу не было. Сейчас, после суверенизации молодых прикаспийских государств, они решили показать свою значимость. Если разделить по этому принципу, то все соглашения, которые были приняты между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, будут изменены, так как изменятся северные границы.
Азербайджан - это единственная страна, которая с начала 90-ых годов выступает с одной позиции, что деление моря должно быть соответственно международным законам. Что касается Туркменистана, то с ними проблема заключается в другом: Туркменистан согласен с делимитацией по серединной линии, но это принципиально отличается, с точки зрения отчета серединной линии, от береговой линии. Мы считаем, и международный опыт подтверждает это, что серединная линия определяется в соответствие с конфигурацией береговой линии. А по береговой линии самый большой выступ территориальной части Каспия - это окончание Апшеронского полуострова. И начало берега идет оттуда. А Туркменистан придерживается позиции, что берег начинается от суши, и, естественно, если так считать, то нефтяное месторождение «Кяпяз» попадает под юрисдикцию Туркменистана. А так, если отсчитывать от «Шаховой Косы», то «Кяпяз» попадает в центральную часть. И по международным нормам такие спорные месторождения эксплуатируют по принципу 50 на 50, на что Туркменистан не согласен.
Разногласия есть и между Туркменистаном и Ираном. Если разделить поровну двадцать процентов, то некоторые части туркменской акватории подпадают под иранскую часть. Так что, проблемы есть, проблем много, и я не думаю, что они будут решены в ближайшие сроки.
- Как вы оцениваете перспективы совместной разработки нефтяного месторождения «Кяпяз»?
- Считаю, что это было бы самым конструктивным решением данной проблемы. Во всем мире, когда есть спорные месторождения, согласовывают их совместную эксплуатацию. Если на то пошло, то Азербайджан с юридической точки зрения имеет больше прав, потому что международный опыт показывает, что при выявлении каких-либо месторождений на нейтральных водах, то есть морской территории, которые не подпадают под юрисдикцию того или иного государства, сторона, которая первая выявила это месторождение, становится его хозяином. Так что, Азербайджан имеет право больше претензий предъявлять, что это наше месторождение, несмотря на то, что это месторождение находится на границе, в водной части Туркменистана и Азербайджана. И поэтому в 1981 году, когда это месторождение было открыто, она называлось «Промежуточная», потом его переименовали, назвали «10 октября» в 1987 году, и потом уже, после суверенизации стран, получило название «Кяпяз», а на туркменском - «Сардар». И даже с этой точки зрения Азербайджан имеет больше претензий и больше оснований, так как его открыли азербайджанцы. Туркменистан к этому никакого отношения не имеет, но учитывая, что Туркменистан - это дружественная страна, и что Азербайджан сыграл определяющую роль в становлении нефтяной промышленности Туркменистана, многие азербайджанские геологи, специалисты непосредственно участвовали в создании нефтяной индустрии Туркменистана, все это учитывая, Баку сделал шаг доброй воли, предложив совместную разработку.
Но Туркменистан не принял предложение, так как считает себя хозяином этого месторождения, и упорно придерживается этой позиции. Я считаю, что в таких спорных районах надо отталкиваться от дружеских отношений народов, так как решение этой проблемы военным путем ни к чему хорошему не приведет.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



ИА "Новости-Азербайджан"